IAA-2016: грузовики
Ганноверская выставка все больше напоминает памятник самой себе. Развитие новых технологий привело к тому, что разработать и произвести грузовик по силам только большому концерну. Ведь выпуск модели требует огромных средств — от нескольких миллиардов долларов.
Неудивительно, что действительно новые машины появляются раз в пару десятков лет. И на каждой выставке совершенно новыми являются автомобили лишь одной фирмы, — в этом году это флагманы Scania.
К новейшим Сканиям подступиться было трудно. Даже в отсутствие посетителей они стояли в окружении штативов и прочего фото- и видеооборудования
Шоу-стопперами в Ганновере традиционно выступают немцы, как хозяева выставки. В огромном черно-белом павильоне концерна Daimler — вся производственная линейка. Но внимание привлекают не серийные Atego-Antos-Arocs-Actros в бесконечных вариантах, а пусть и обычные, но невиданные ранее экспонаты.
Другой индийский бренд, BharatBenz, привез типичный для своей местности одиночный грузовик, но на пяти осях. Увы, этот индийский колосс слабоват. На 37 тонн полной массы у него мощности всего 230 л.с.
Резким контрастом был американский серийный Western Star 5700. Новый зализанный тягач выглядит очень внушительно и тоже построен на мерседесовских агрегатах. А вот стоящий сзади Freightliner — известный уже прототип Inspiration («воодушевление»)
Обновленный тягач MAN выделялся нежным салатовым цветом кабины. В тех же цветах были решены костюмы стендистов — этакая «цветовая дифференциация штанов» в действии
За неимением крупных новинок Iveco пришлось обходиться специсполнениями серийных грузовиков. Среди нескольких тягачей Stralis выделялся тот, что таскает за собой моторхоум легендарной команды гонок в классе Formula 1 — Ferrari. И никаких противоречий, ведь Iveco и Ferrari принадлежат одному концерну — Fiat. Помимо цвета, который так и называется «Ferrari red», фронтальная часть отделана пластиком под карбон для подчеркивания принадлежности
Гоночной темой отметились и в Renault. Помимо хорошо знакомых машин, французы привезли свой гоночный болид T520. Двухосная машина по мощности (1050 л.с.) и компонентам ни в чем не уступает конкурентам, но результаты Дакара (6 место) и «Шелкового пути» (7 место) этого года особо не впечатляют. Тем не менее, чешская фирма MKR получила очередной заказ на постройку, и на старт следующего Дакара выйдут уже три такие машины
Среди множества машин Volvo выделялась «рабочая лошадь» — типично европейский четырехосный самосвал. Но у этого FMX новейшая система подъема задней приводной оси, да еще «ползущая» передача в коробке передач. Невозможно представить такого бездорожья в Европе, где бы он мог понадобиться
Самый интересный DAF был выставлен не в экспозиции производителя, а на стенде известной фирмы, выпускающей грузовые прибамбасы. В общем-то, это обычный XF105, но с одним «но». Голландское ателье Winkoop начало принимать заказы на удлиненную кабину, названную XXF. 80-сантиметровая вставка даже потребовала удлинения рамы. До сих пор подобными расширенными кабинами отличались только шведы
А самый «злобный» экспонат расположился на улице около все того же павильона Daimler. И неспроста, ведь это продукт «придворного» ателье Paul, который раньше славился своими многоосными шасси для нефтяников. Увы, заказов у мелких производителей все меньше, и сами они приезжают на выставки все реже. Тем не менее баварцы притащили свое последнее детище: трехосный полноприводной спецавтомобиль на огромных колесах. Его назначение объясняет надпись на кабине «газ, ток, вода» — для энергетиков. Причем построен он не добавлением среднего моста, а укорачиванием шасси Arocs 8x8 с заменой задней подвески на пневматическую. Такая колесная формула остается популярной в горных районах Австрии и Швейцарии
Неподалеку стоял и другой Mercedes, еще более тяжелый. А вот и нет: несмотря на эмблему и шильды, собран он другим маленьким, но авторитетным ателье Titan. Вот уже больше сорока лет оно выпускает на заказ тяжелые машины для перевозки неделимых негабаритных грузов. Обычные тягачи SLT 8x4/4 он собирает по контракту для головной марки, а подобные единичные — по предварительным заказам. Стоимость 250-тонного пятиосного тягача 4163 превышает триста тысяч евро
Конкуренцию им составляет другое ателье, которое специализируется на конверсиях МАНа. Известная и у нас фирма Karl Maurer производит такие странные шасси 4х4 и 6х6 с поворачивающейся кабиной под именем Cobra. Они разработаны специально для установки «щепоруба», и в процессе работы водитель становится оператором, управляющим процессом
Что делает двухосный тягач Volvo на стенде голландцев? А это не Volvo, а голландский Terberg. Фирма практически ушла с рынка многоосных самосвалов, которыми славилась, в нишу терминальных тягачей. А это демонстрация их разработки — гидравлического приводного переднего моста. Увы, тут они явно опоздали, подобные новшества давно есть в программе и Мерседеса, и МАНа, и особой популярностью они не пользуются
Чешская Tatra еще жива. На выставку ее привез немецкий дилер, продавший за прошлый год чуть больше полусотни машин. Он прочит полноприводному тягачу большое будущее в строительном секторе; увы, в Европе нет бездорожья, которое требует знаменитой хребтовой рамы