На армейском полигоне в подмосковном Красноармейске сотрудники МЧС провели демонстрацию уникального робота-сапера

Фото: компании-производители | Федор Лапшин

Небольшой аппарат на гусеницах полз по полю, казалось, без человеческого участия. Спереди у него вращался вал со стальными цепями, на концах которых молотили по земле стальные болванки. Десять метров, двадцать.... Оглушительный взрыв: пламя, дым, земля во все стороны! А машинка как ни в чем не бывало поползла дальше. На армейском полигоне в подмосковном Красноармейске сотрудники МЧС провели демонстрацию уникального робота-сапера: мы познакомились с ним.

«Не двигайся. Ты лежишь на мине. Шевельнешься — и все...» Это из невероятно сильного и грустного фильма «Ничья земля» (он завоевал Оскар 2001 года) о войне начала девяностых в странах бывшей Югославии. Кому, как не их жителям, знать, что такое разминирование! Те земли, и в первую очередь Сербия, все еще не очищены до конца от мин после давней войны.

Вначале сербам помогало НАТО: в середине двухтысячных при помощи натовцев было ликвидировано больше миллиона мин. А с 2008 года в Сербии работает российский отряд гуманитарного разминирования МЧС. Только за вторую половину 2012 года наши специалисты убрали с площади в 60 гектаров 89891 «взрывоопасный предмет» — мины, авиабомбы, гранаты, снаряды. А в январе нынешнего года правительство России заявило о выделении Сербии 22 млн долларов на дальнейшие работы по разминированию.

Длина робота-сапера — около пяти метров, как у седанов бизнес-класса. Высота — чуть меньше полутора метров

На территории Хорватии было заложено намного меньше мин (по оценкам специалистов, около 90 тысяч), но и этого хватает с лихвой: в мирное время на них подорвалось больше пятисот человек. Неудивительно, что компания Dok-Ing по производству роботов-саперов, о которых пойдет речь, расположена в хорватском Загребе!

Заметим, что в мире существует неcколько способов уничтожения мин с помощью техники, но один из наиболее распространенных — удары по земле цепями с тяжелыми стальными наконечниками (шарами или молотами). Конечно, работа одного лишь этого агрегата не дает гарантию стопроцентной очистки земли от опасных предметов, но заметно облегчает работу саперам, которые пойдут позже с миноискателями или собаками.

В Советском Союзе идея «цепных молотилок» (официально они назывались бойковыми тралами) была реализована еще в 1936 году на танке БТ-5, а в 1940 году — на танке Т-28. Англичане внед­рили эту конструкцию годом позже, во время Второй мировой войны в Африке, на танке Matilda. Невероятно, но факт: оператор сидел наверху, «на броне»! Причина проста: во время работы «молотилка» поднимала такую пыль, что механик-водитель танка ничего не видел. Более того, танкистам приходилось сидеть в противогазах, иначе было нечем дышать. По той же причине воздушные фильтры танка постоянно забивались, а двигатель перегревался. Однако сама идея оказалась удачной, и конструкцию вскоре «довели до ума».

Пульт дистанционного управления работает на расстоянии до 1,5 км. Еще один пульт встроен в заднюю часть самой машины. У каждого робота должен быть главный выключатель!

Сегодня выпускается целый ряд «молотилок» уже на специальных шасси — это, скажем, датская Hydrema, шведский Scanjack, похожий на грейдер, и британский полугусеничный Aardvark. Даже у финской Sisu была специальная модель Raisu! В рекламе таких машин утверждается, что «водитель сидит на безопасной дистанции в бронированной и кондиционированной кабине», но, согласитесь, мало удовольствия ждать взрыва в любую секунду. К тому же действительность далека от рекламы: одна Hydrema в африканской Эритрее наехала колесом на мину, когда­ «молотилка» не работала. Итог: колесо ­оторвано, водитель ранен.

Поэтому намного безопаснее беспилотные роботы, которые «перемалывают» землю теми же цепями или зубчатым рыхлителем. И в их создании тон задает Восточная Европа! Но если словацкие машины Bozena похожи на колесные погрузчики с гусеницами поверх колес, то хорватские Dok-Ing имеют подчеркнуто роботизированный вид.

На «корме» — бронированные жалюзи
Рабочий орган — цепи с молотками
0 / 0

Самый мощный и тяжелый Dok-Ing MV-10, рассчитанный на противотанковые мины, весит добрых 20 т и оснащен могучим «грузовым» 18-литровым двигателем Caterpillar C18 (его мощность — аж 766 л.с.). Но поскольку противопехотные мины встречаются куда чаще, наибольшим спросом пользуется компактный MV-4 массой 5,5 т, оснащенный шестилитровым дизелем Perkins.

Из 250 с лишним проданных роботов Dok-Ing основная доля приходится как раз на MV-4: во время афганской вой­ны 160 машин купила американская армия. В свою очередь, Россия передала в качест­ве гуманитарной помощи четыре таких робота в Шри-Ланку, по две машины — в Ливан и Никарагуа. А теперь три хорватские «молотилки» есть и в нашей стране.

Процесс погрузки в 400-сильный MAN TGS с кузовом типа мультилифт и подъемником Hiab
Процесс погрузки в 400-сильный MAN TGS с кузовом типа мультилифт и подъемником Hiab
0 / 0

В их мотоотсеках под сталью Hardox сантиметровой толщины — упомянутые дизели Perkins, «урезанные» по мощности для российских условий (по словам представителей МЧС, они развивают 164 л.с., зато приспособлены к не особо качественной солярке). Трансмиссия — гидрообъемная, топливный бак рассчитан на 70 л солярки. Заявленный расход топ­лива — от 15 до 25 л/ч: если учесть, что за час агрегат проползает от 0,5 до 1,26 км, то получается, что он расходует около 2000 л/100 км. Такое не снилось ни грузовику, ни танку!

На крыше — антенна: пульт дистанционного управления (примерно как у очень большой радиоуправляемой машинки) работает на расстоянии до полутора кило­метров, а батарея в нем держит заряд до 16 часов. При этом помимо «основной работы» MV-4 может и убирать взрывоопасные предметы: один из российских экземпляров оснащен манипулятором с захватом.

Шведский «грейдер»-тральщик Scanjack. Его бронезащиту испытывали подрывом мины с 10-килограммовым зарядом под колесом: машину перевернуло, но манекен водителя остался цел
Британский Aardvark и впрямь похож на молотилку! В «ящике» на крыше — воздушный фильтр и кондиционер. Сиденье водителя с джойстиками управления вращается на 180 градусов
0 / 0

Кстати, нынешним летом 17 специалистов МЧС в течение двух с половиной недель учились эксплуатировать и ремонтировать эту технику. Столь серьезный подход к обучению неудивителен: во-первых, от саперов зависят многие жизни, а во-вторых, каждый из роботов стоит аж 30 млн рублей.

Тем временем фирма Dok-Ing занялась еще и маленькими легковыми электромобильчиками — разумеется, гражданскими. Правда, в то, что трехместная малютка проезжает на одном заряде литий-ионных батарей до 220 км, верится с трудом. Да и название машины, Loox, точно не для российского рынка...

Бронепожарные

Бронепожарные Одновременно с демонстрацией робота-сапера на артиллерийском полигоне были показаны две необычные пожарные машины. Одна служит на самом полигоне и переделана из самоходной артиллерийской установки Нона-СВК на базе БТР-80: брандспойт торчит прямо из ствола бывшего 120-мм орудия! Второй «бронепожарный» — робот ­Ель-4, разработанный подмосковным ВНИИ пожарной охраны. Он может тушить огонь, разгребать завалы и даже убирать взрывоопасные предметы (скажем, газовые баллоны) «челюстями», выдвигающимися из отвала. Любопытно, что Ель-4 оснащена 140-сильным мотором той же модели Perkins 1106, что стоит на хорватском роботе-сапере.

«Пожарный БТР» на базе Ноны-СВК
Ель-4 — разработка ВНИИ пожарной охраны
0 / 0

Паспортные данные
Модель Dok-Ing MV-4
Габаритные длина/ширина/высота, мм 5145/2015/1490
Дорожный просвет, мм 260
Снаряженная масса, кг 5560
Двигатель Perkins 1106
Макс. мощность, л.с. 164
Скорость, км/ч транспортная 5
рабочая 0,5—1,26
Расход топлива, л/ч 10—25
Глубина траления, мм до 320
Ширина полосы траления, мм 1800
Площадь траления, м2/ч 944—2184
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи