Российский рынок коммерческих автомобилей: итоги 2017 года

Пятьдесят процентов с лишним против четырех с небольшим в 2016 году — таков итог стремительного роста «грузового» рынка в России! Практически все его игроки набирают обороты, и первый — традиционно ­КАМАЗ. А вот белорусский МАЗ откатился с третьего места на седьмое: россияне стали покупать больше европейских иномарок тяжелого класса. Volvo, Scania, Mercedes, MAN...

Ямалдорстрой приобрел в декабре сразу 70 китайских самосвалов Dongfeng

Если говорить о статистике продаж грузовиков-иномарок по моделям, то здесь лидирует Mercedes Actros, за ним идут Volvo FH, DAF XF, MAN TGS и Scania серий R/G. «КАМАксоры» — тягачи ­КАМАЗ-5490 с кабинами Mercedes Axor — занимают место в рейтинге между Volvo и ДАФами. Правда, обещанную планку — 4800 машин ­КАМАЗ-5490 — камазовцы не взяли: реализовано около 3900 экземпляров.

Почта России в прошлом году купила 2600 машин, обновив 15% автопарка. В основном это легкие фургоны Ford Transit, Лада Ларгус и ГАЗ, но есть и 144 Hino (на снимке)

Практически ушел с рынка Ford, продав всего 27 грузовиков Cargo. Зато вернулось грузовое подразделение Renault Trucks: оно даже перевыполнило план в 500 машин (почти половина из них — тягачи Т430), а в 2018 году намеревается удвоить продажи.

Самой популярной легкой моделью остается Газель Next в разных версиях

Сектор легких коммерческих автомобилей тоже подрос, но не так сильно — примерно на 17% против всего 0,1% в 2016-м. Безоговорочный лидер, как всегда, ГАЗ со своей Газелью Next (ее сбыт уже второй год растет примерно на 40%), на втором месте среди моделей — древняя уазовская «буханка»-комби, на которую приходится больше половины всех продаж коммерческих УАЗов. А как идут дела с продажами новой полуторки УАЗ Профи (АР №22, 2017)? С начала осени реализовано 226 экземпляров — совсем не густо... Зато прыгнул вперед Ford со своим Транзитом елабужской сборки: рост сбыта марки — примерно на 75%.

В конце 2017 года Volgabus из Волжского показал свой электробус СитиРитм-12Е

Автобусный рынок традиционно растет примерно на 14—15% в год: его делят между собой российские производители, МАЗ и «китайцы» со своими туристическими машинами. Кстати, поставки китайских «туристов» понемногу увеличиваются, а вот у ведущих поставщиков больших городских автобусов (ЛиАЗа, НефАЗа и особенно ­МАЗа) сбыт сократился — значит, муниципальных заказов в прошедшем году было меньше. Впрочем, в конце прошлого года Московская область заказала сразу 1758 автобусов: это в основном маршрутки Газель Next с каркасно-панельными кузовами, но также ЛиАЗы разных моделей и пазовские Векторы Next.

По данным агентства Автостат

Продажи новых грузовиков «большой семерки», шт.

Продажи новых грузовиков, (полной массой более 3,5 т), шт.
Марка 2017 г. 2016 г. Динамика, %
КАМАЗ 26402 20214 30,6
ГАЗ 7777 7272 6,9
Volvo 5978 1725 246,6
Scania 5699 2520 126,2
Mercedes 5623 2059 173,1
MAN 4735 2225 112,8
МАЗ 3882 3306 17,4
Isuzu 3696 2510 47,3
DAF 3656 946 286,5
Урал 3266 2664 22,6
НефАЗ 1753 1914 –8,4 
Hyundai 1455 1431 1,7
Hino 1255 751 67,1
IVECO 1065 788 35,2
САЗ 1057 1321 –20,0 
Mitsubishi 876 613 42,9
Renault 534 62 761,3
Shaanxi 452 190 137,9
FAW 280 176 59,1
JAC 145 39 271,8
Tatra 52 34 52,9
Ford 27 66 –59,1
Прочие 532 482 10,3
Всего 80157 53308 50,4
Топ-20 моделей грузовиков, шт. 
Марка, модель 2017 г. 2016 г. Динамика, %
КАМАЗ-43118 5861 4653 26
Mercedes Actros 5062 1729 192,8
Газон Next 4989 4419 12,9
КАМАЗ-65115 4730 3730 26,8
КАМАЗ-6520 4507 3084 46,1
Volvo FH 4397 1220 260,4
KАМАЗ-5490 3886 2277 70,7
DAF XF 3553 918 287
MAN TGS 3109 1863 66,9
Scania R 2072 673 207,9
Scania G 1901 1003 89,5
ГАЗ-3308 1830 1455 25,8
Sсania P 1722 844 104
Volvo FM 1489 471 216,1
Урал-4320 1478 1225 20,7
MAN TGX 1374 250 449,6
Isuzu NPR 1362 950 43,4
Hyundai HD 78 1352 1042 29,8
КАМАЗ-4514 (НефАЗ) 1258 1282 –1,9 
Isuzu Forward 957 645 48,4
Продажи новых автобусов, шт. 
Марка 2017 г. 2016 г. Динамика, %
ПАЗ 7584 5956 27,3
ЛиАЗ 1479 1873 –21,0 
НефАЗ 501 606 –17,3 
КАвЗ 366 370 –1,1 
Volgabus 362 276 31,2
МАЗ 359 825 –56,5 
Yutong 276 56 392,9
Higer 168 25 572
King Long 147 52 182,7
Zhong Tong 71 4 1675
Прочие 437 306 42,8
Всего  11750 10349 13,5
Топ-10 моделей автобусов, шт.
Марка, модель 2017 г. 2016 г. Динамика, %
ПАЗ-3205 3379 3766 –10,3 
ПАЗ-3204 2510 979 156,4
ПАЗ-4234 872 549 58,8
ПАЗ-3203 734 579 26,8
ЛиАЗ-5292 692 797 –13,2 
НефАЗ-5299 501 606 –17,3 
ЛиАЗ-4292 427 737 –42,1 
КАвЗ-4238 222 296 –25,0 
Yutong ZK6129H 204 22 827,3
МАЗ-103 178 169 5,3
Продажи новых легких коммерческих автомобилей (полной массой до 3,5 т), шт.
Марка 2017 г. 2016 г. Динамика, %
ГАЗ 47798 41927 14
УАЗ 20046 18865 6,3
Лада* 10172 7748 31,3
Ford 8775 5016 74,9
Mercedes 7998 6608 21
Volkswagen 4962 4617 7,5
FIAT 1912 2080 –8,1 
Peugeot 1864 1220 52,8
Hyundai 1782 1569 13,6
Citroen 1582 924 71,2
Прочие 1546 2378 –35,0 
Всего 108437 92952 16,7
* Включая ВИС
Топ-10 моделей легких коммерческих автомобилей, шт.
Марка, модель 2017 г. 2016 г. Динамика, %
Газель Next 25779 18742 37,5
УАЗ-3909 10921 9179 19
ГАЗ-3302 Газель 10792 10466 3,1
Лада Ларгус 8606 6463 33,2
Ford Transit 8301 4947 67,8
Mercedes Sprinter Classic 5254 4174 25,9
ГАЗ-2752 Соболь 3396 3169 7,2
ГАЗ-3221 Газель 3344 5105 –34,5 
УАЗ-2206 3209 4295 –25,3 
УАЗ-3741 2957 2411 22,6

По данным агентства Автостат

Рекомендованные статьи