«Катюша» под Минском — реплика или оригинал?

Фото: Андрей Филиппов

Этот материал, написанный нашим минским автором, запоздал: пока он ждал очереди на публикацию (а редакция официально находится в отпуске), в Республике Беларусь стало не до памятников. Очень надеюсь, что весь этот кошмар закончится, и однажды снова можно будет безмятежно рассказывать о новых МАЗах, БелАЗах, МЗКТ, тракторах... Ну а пока — про Катюшу. 

С уважением, редактор Фёдор Лапшин

                                                                                ***

Семьдесят девять лет назад, 14 июля 1941 года, в 15 часов и 15 минут прогремел первый залп легендарных «Катюш». По официальной версии, семь установок залпового огня М-13, смонтированных на шасси ЗИС-6, под командованием капитана Ивана Андреевича Флёрова из леса близ деревни Пищалово нанесли удар по железнодорожной станции города Орша. Через полтора часа, в 16:45, вторым залпом была разбита переправа фашистских войск через Оршицу.

По рассказам оставшихся в живых бойцов батареи, именно так начала свою боевую деятельность реактивная артиллерия, которая прошла всю войну и стала таким же символом Победы, как штурмовик ИЛ-2 и средний танк Т-34. Поэтому вполне логично, что 14 июля под Минском экспозиция мемориального комплекса «Курган Славы» пополнилась еще одним экспонатом — той самой установкой залпового огня М-13, известной всем как Катюша.

Теперь у Кургана Славы есть все три символа победы: «Катюша», «Летающий танк» и «тридцатьчетверка»

Подготовка памятника заняла год, а непосредственная реставрация автомобиля — шесть месяцев. В соответствии с новыми белорусскими тенденциями в создании реплик, к работе подошли очень тщательно. Была изучена вся доступная техническая документация, а также подробно рассмотрена единственная сохранившаяся настоящая «Катюша», которая экспонируется в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга (о ней и о других «Катюшах» на территории бывшего СССР наше издание подробно рассказывало в 2012 году).

Памятник выглядит весьма достоверно

Автомобиль собирали совместными усилиями. Начало было положено в Санкт-Петербурге, а доделывали его уже в Белоруссии. Задача была создать максимально правдоподобную реплику. Некоторые детали, например направляющие для ракет, — восстановленный оригинал. Остальные – новодел.

Особое внимание было уделено ключевым нюансам М-13 на шасси ЗИС-6. Реставраторы не забыли, что задняя стенка крыши ЗИСов, предназначенная для монтажа реактивной системы, должна иметь скос. Откидные защитные щитки на лобовое стекло, домкраты в задней части, характерная ферма — все воссоздано максимально точно.

Несмотря на то, что автомобиль установлен на высоком пьедестале и рассмотреть его вблизи невозможно, реставраторы поработали и над воссозданием внутренностей. Так, в кабине выполнен интерьер, аналогичный зисовскому, — конечно, не на 100% (отсутствуют ручки стеклоподъемников, появился спидометр и т.п.), но похоже. Не забыт даже пульт управления огнем с тем самым маховичком, один оборот которого гарантировал запуск одной ракеты. Жаль, что имитацию рубильника не сделали, — было бы совсем правдоподобно.

На этом фоне тот факт, что у автомобиля есть и двигатель, и коробка передач, удивления уже не вызывает. Кстати, реставраторы упоминали, что в случае необходимости поставить автомобиль на ход не составит труда. Но такой задачи у них не было…

Ради большего эффекта во время церемонии открытия памятника был даже сымитирован залп «Катюши». Организаторы постарались сделать его правдоподобным, и «запуск ракет» производился поочередно — ровно 16 «пусков», как и положено. Правда, с реальной последовательностью запуска заморачиваться никто не стал («отстреляли» верхний ряд, а потом нижний), но, кроме специалистов, о таких нюансах никто не знает. И огненных шлейфов, как в реальной жизни, не было, ибо защитные щитки откинуть на стекла проблематично. Так что все в пределах разумного. 

Что в итоге получилось, видно на фото. М-13 на шасси ЗИС-6 выглядит как настоящая. Благодаря тому, что она «вознеслась над землей», в таком состоянии она пробудет достаточно долго. Да, потрогать ее руками не получится, но это и к лучшему.

Дело в том, что экспозиция у Кургана Славы не считается «неприкосновенной». Дети (да и взрослые) постоянно залезают на экспонаты, позируют и изучают. Танки относятся к такому вниманию совершенно спокойно: броня, способная защитить от снарядов, не чувствительна к человеческим рукам. А вот автомобиль при подобном подходе быстро бы потерял свой внешний вид: есть печальный пример другого белорусского комплекса — «Линия Сталина».

Так что «Катюша» на «Звезде» — самое верное решение. И смотрится интересно, и сохранность экспоната обеспечена.

Экспозиция Кургана Славы пользуется спросом — посетителей всегда много

Напомню, что батарея капитана Флёрова была уничтожена в октябре 1941 года, попав в окружение под Вязьмой. Бойцы вместе с командиром до конца исполнили воинский долг и взорвали все свои установки в соответствии с приказом. На месте гибели батареи у деревни Богатырь сейчас тоже стоит памятник. Правда, у него не М-13 на шасси ЗИС-6, а уже его более современная наследница — БМ-13НМ на шасси ЗИЛ-157. С виду — настоящая.

БМ-13НМ на шасси ЗИЛ-157 у деревни Богатырь

Напоследок хотелось бы отметить, что в самой Орше есть монумент «За нашу советскую Родину». Он также посвящен первому залпу «Катюш» и был открыт в 1966 году. Вот только автомобиль мало похож на аутентичную М-13 на шасси ЗИС-6 — за основу был взят УралЗИС, до неузнаваемости обшитый железом. Кстати, поначалу для пущей правдоподобности в экспозицию добавили мощное звуковое сопровождение, призванное символизировать первый залп батареи. Но слишком уж это напоминало местным жителям об ужасах войны — и по их просьбе звуковая установка была демонтирована.

Рекомендованные статьи