«Минск-Пассажирский»: мы побывали в музее городского транспорта в белорусской столице
«Минск-Пассажирский» — так на всех картах обозначен главный железнодорожный вокзал белорусской столицы. Но это название отлично подходит другому месту — Музею городского пассажирского транспорта. Ненадолго оказавшись в Минске, я нашел пару часов на его посещение — и не пожалел!
Первый пассажирский транспорт по городу поехал в XIX веке — сначала это были омнибусы, а потом появилась и конка, просуществовавшая тут аж до 1928 года. В 1929-м по Минску пошел первый трамвай, а автобусы вышли на маршруты четырьмя годами ранее. Появились и троллейбусы, но уже после войны — в 1952 году. Сейчас, за редким исключением, весь муниципальный общественный транспорт Минска — белорусского производства. Но так было не всегда: в разное время по местным маршрутам ходила самая разная техника, некоторых представителей которой и можно увидеть в музее.
Сам он расположен в одном из филиалов Минсктранса — на Партизанском проспекте. Солнечным январским субботним днем посетителей там практически не было — говорят, в теплое время людей сюда приходит больше.
Судя по надписям, этот ИЖ возил в кузове старые стиральные машины, холодильники и прочую бытовую технику
В музее два зала, а также большая экспозиция на улице. На стендах в помещениях — исторические материалы, транспортные артефакты разных времен и масштабные модели техники. Тут есть даже макет передней части вазовской «девятки» — тренажер для автошкол. В соседнем зале — небольшая выставка исторических легковушек, среди которых есть, к примеру, грузовой «каблучок» ИЖ 1985 года выпуска. Но, конечно, главные пассажирские экспонаты ждут на улице.
Стоит сделать оговорку: зимой в музее несезон. В это время часть техники (к примеру, старый троллейбус МТБ-82Д и ЛиАЗ-677) была отправлена на реставрацию, чтобы вернуться с наступлением тепла в обновленном виде. Впрочем, и без них тут было на что посмотреть.
Еще несколько десятков лет назад венгерские Икарусы были неотъемлемой частью улиц наших городов. Желтые 280-е «гармошки» ходили по маршрутам: в детстве забраться в высокий салон по трем ступенькам было еще той задачей. И в отличие от 677-х ЛиАЗов оконная линия у таких Икарусов была чуть выше — приходилось все время привставать с жесткого коричневого сиденья, чтобы что-то увидеть. А любимым местом школьников в салоне такого автобуса, конечно же, был поворотный круг в узле сочленения: одна нога на нем, другая на основной части пола, и стоишь-крутишься в поворотах вместе с автобусом.
Благодаря большим стеклам длинный салон «гармошки» очень светлый
Красные 256-е Икарусы с мягкими креслами возили туристов и школьников — на экскурсии. Откинул спинку, прислонился к большому окну и едешь под рычание двигателя (а ведь это был Raba-MAN), иногда был слышен скрежет — от попыток водителя воткнуть нужную передачу в коробке. Особым шиком было попросить немного проехаться на откидном месте экскурсовода спереди — с него открывался отличный обзор.
В салоне туристического Икаруса — уставшие от времени мягкие кресла в чехлах с высокими спинками
Но время неумолимо. Сейчас оба автобуса уже превратились музейные экспонаты: хочешь — заходи в кабину, хочешь — посиди в салоне на тех самых креслах. Вот только уже никуда не поедешь: выпуск 280-х закончился в 2004 году, а 256-х — в 2002-м.
У забора притаился и более традиционный для белорусов сочлененный МАЗ 105-й модели. Это, конечно, еще не низкопольник, но в его салон вела всего одна ступенька. Компоновка из-за этого получилась странная, ведь двигатель тут разместили в головной части — в отдельном коробе в салоне. Кстати, на этом автобусе стоит мотор Mercedes OM906 мощностью 280 л.с., а коробка передач у него механическая.
Это не ЛиАЗ, а его белорусский брат-близнец — Неман
А вот и белорусская экзотика — автобус Неман. Это сейчас завод в Лиде выпускает смешные носатые автобусики на базе IVECO Daily, а в девяностых он начинал с производства доработанных местными специалистами лицензионных копий продукции завода ЛиАЗ. В гамме были городские и пригородные автобусы. От прародителей они отличались некоторыми узлами и агрегатами белорусского производства, а также видоизмененными передней и задней масками из стеклопластика — с прямоугольными фарами вместо круглых.
В музее представлен пригородный вариант такой машины — модель 52012. У него две двери и попарно установленные мягкие кресла в салоне. В корме — двигатель ЯМЗ, а рядом с водителем, разумеется, торчит кочерга «механики».
Троллейбус на площадке пока один — старенький одиночный высокопольник завода Белкоммунмаш. Такие машины в больших количествах производились в Минске с 1994 по 2004 год, но сейчас завод полностью перешел на выпуск низкопольных троллейбусов.
Barkas и Nysa — заграничные гости на дорогах СССР
Помимо больших автобусов, есть в музее и легкие малотоннажники. Вот, например, Barkas из ГДР (интересно, что официально в СССР эти автобусики никогда не продавались) и Nysa из Польши — об этих фургонах мы подробно рассказывали.
Старый и совсем старый трамваи Минска — Tatra и РВЗ
В завершение — два трамвая. Слева — относительно молодой чешский вагон Tatra (такие выпускались с 1983 по 1996 год), а справа — классический рижский «одноглазый» РВЗ. Эти «ностальгические» трамваи производились с 1974 по 1987 год и работали во многих городах советского и постсоветского пространства.
Таким образом, в минском музее представлены все виды транспорта, которые когда-либо ходили по городским улицам. За исключением, пожалуй, только электробусов: ни один из них пока не списали. Кстати, на них я тоже успел поездить по Минску, но об этом расскажу отдельно.