Китайское будущее российских стройплощадок на выставке СТТ
Похоже, выставка этого года переместилась во времени лет на пятнадцать назад. В плане китайских грузовиков уж точно — они составляли подавляющее большинство выставленных экспонатов. И являли при этом полузабытую выставку-продажу…
Как мы и предполагали, крупнейшие китайские игроки официально на СТТ не заявлялись. Единственным представителем был JAC, который, похоже, планирует стать китайской маркой №1 в России во всех коммерческих сегментах. Других (тех же марок FAW, Foton и прочих) на СТТ не было, но их с успехом заменяли дилеры.
Зато здесь были все: Howo, Sitrak, Shacman, Hongyan… Причем никаких флагманов и новых моделей не привезли. Лишь хорошо известные самосвалы да бетономешалки, уже давно ездящие по нашим дорогам.
Еще одна примета готовности к новым-старым условиям — возвращение удлиненных шасси с переразмеренными кузовами. К примеру, компания Бецема установила на трехосный Shacman Х3000 самосвальный кузов объемом 20 м³, а неподалеку на таком же стоял китайский, но объемом уже 25,8 м³.
У четырехосного самосвала Hongyan кузов еще больше — 35 м³ при скромной грузоподъемности 19 тонн. А рекордсменом надо признать 540-сильный четырехосник Sitrak грузоподъемностью 40 тонн с 38-кубовым кузовом. Такой же объем кузова, к примеру, у четырехосного полуприцепа Тонар-95234.
Конечно, подобные китайские самосвалы рассчитаны на легковесный груз — сухой торф, уголь, щепу, — но реальность все мы знаем. Вдобавок в технических данных у этого самосвала существует некая неясность: в проспекте указаны передние оси VGD95 по лицензии MAN. Указана и их грузоподъемность — 9,5 тонны. Казус следующий: в поколении TGA таких мостов вообще не было, а для дорожных немецких машин они и позже не предлагались.
Теперь немножко о загадочных китайских названиях. Речь не о шифроподобной многозначной индексации, в которой тоже мало кто разбирается, а о разнице серий. Давно и хорошо известна у нас серия Howo концерна Sinotruk — лицензионные Volvo с кабиной от древней FL. Собственно, само название Howo — сокращение китайских иероглифов (豪沃), означающее «превосходный Вольво».
Новейшей же в программе концерна стала серия Sitrak — немецкий MAN TGA, документация и права на выпуск которого перешли в рамках совместного предприятия. Машины комплектуются немецкими по разработке и китайскими по производству узлами: двигателями, мостами и, конечно, кабинами.
Знакомый интерьер предыдущего поколения MAN TGA
Вроде бы все логично, однако вот на стенде среди Howo и Ситраков стоит самосвал Sinotruk с кабиной, двигателем и мостами MAN и надписью… «Howo»! Впрочем, в Китае есть и обратное: модель А7 с вольвовской кабиной под обозначением Sitrak V7 — все теории вдребезги!
Как известно, в грузовом мире есть две стратегии производства. Европейские и азиатские производители традиционно стараются производить машины с собственными агрегатами, в первую очередь двигателями и мостами, а также коробками передач. Американцы же в основном сами делают лишь рамы и кабины, а агрегаты закупают у сторонних специалистов. В Китае же избрали промежуточный вариант, сочетающий первый и второй способы.
Этот 440-сильный дизель Ситрака носит название МС11, а вообще это лицензионный MAN D20
В результате машины крупных брендов изготовлены по европейской схеме (FAW, Dongfeng, Hongyan) — со своими кабинами, двигателями, мостами. Другие же собирают рамы, а остальное заказывают на стороне. Получается аналогичная машина со знакомой кабиной, дизелем Weichai, коробкой Fast Gear и мостами HanDe.
Примером последнего подхода может выступить бетононасос Sany. До сих пор эти надстройки монтировались на различные шасси по выбору заказчика, но пару лет назад появились и собственные. Крупному строительному концерну, производящему сотню наименований машин, конечно, несложно было наладить выпуск колесного «конструктора».
О ценах на машины — нынче их не скрывали. Но клиенты особо и не спрашивали: слишком неопределенная ситуация, и все понимают, что завтра все может измениться. В настоящее время выглядят они примерно так: за трехосный самосвал Shacman просят 119 тысяч долларов (около 7,5 миллиона рублей), за примерно такой же Sitrak C7H — 8,5 миллиона, за трехосный газовый тягач — около десяти.
Напоследок о развитии китайского автопрома: на стенде марки Dayun (выпускающей грузовики по купленной у Volvo лицензии) стояли тягач и миксер в газовых версиях. Один, с батареей баллонов, «питается» сжатым природным газом (CNG), а другой сжиженным (LNG).
Hongyan Genlyon с кабинами и двигателями IVECO особым успехом у нас пока не пользуются
По, по данным представителей марки технология со сжатым газом — уже пройденный для Китая вариант. Производство таких грузовиков и их компонентов сворачивается, и даже газовые заправки переделываются под сжиженный газ. Но и такие машины рассматриваются как промежуточный вариант для удаленных провинций, а центральные районы страны в скором времени будут активно переходить на водородный и электрический транспорт…