В Калуге открылся завод по производству экскаваторов

Фото: Геннадий Борисов | компания Volvo

Еще в 2009 году концерн Volvo открыл в Калуге завод, где выпускают грузовики Volvo и Renault, а теперь по соседству открылся еще один завод — по производству экскаваторов. Я побывал там и даже попробовал себя в роли экскаваторщика.

На строительство экскаваторного завода в Калуге у концерна Volvo ушел год и 350 млн шведских крон (около 40 млн евро). Это уже 16-е предприятие строительного подразделения VCE (Volvo Construction Equipment) в мире и седьмое, где делают экскаваторы. Калужские планы таковы: в год здесь будут выпускать примерно 2000 гусеничных экскаваторов серии D грузоподъемностью от 20 до 50 т. На предприятии будет работать 280 человек, но пока идет отладка процесса (по две машины в день), и штат еще полностью не укомплектован.

Машинокомплекты доставляют в Россию морем, однако не из Швеции, а из Южной Кореи, где находится одно из предприятий концерна. Между прочим, пока машинокомплекты плывут и едут (а это занимает около трех месяцев), некоторые резьбовые соединения успевают заржаветь — и перед сборкой их приходится приводить в «человеческий вид».

Сам процесс сборки отдаленно можно сравнить с таковым на автозаводах, но со своей спецификой: скажем, «свадьбой» здесь называют соединение не кузова или кабины с шасси, а верхней рамы (там расположен силовой агрегат) с нижней. А кабину экскаваторщика «надевают» позже, прямо поверх установленных кресла и педалей.

При этом цепи, на которых здесь кран-балками поднимают грузы, почему-то окрашены в нежно-розовый цвет! Особенно забавно на их фоне выглядел суровый темно-серый противовес массой 7,5 т, висящий на одной из кран-балок и готовый к установке на экскаватор. Задача противовеса — не дать экскаватору свалиться в яму, которую он копает.

А не выкопать ли яму и мне — на предоставленном новеньком Volvo? Разумеется, процесс контролировал инструктор, но мы-то знаем, какие чудеса иной раз вытворяют ученики автошкол даже рядом с инструктором…

Когда я уселся в заранее отрегулированное кресло, оказалось, что посадка весьма «вальяжная»: руки — на джойстиках управления (они вместе с панелью регулируются независимо от кресла), локти — на подлокотниках, а общее ощущение — словно в массажном кресле, только без вибраций. Есть здесь и ремень безопасности. Вот только многие ли пристегиваются им во время работы?

За передвижение самой машины (ее максимальная скорость — около 5 км/ч) отвечают две педали и соединенные с ними рычаги: хочешь — работай ногами, хочешь — руками. Управление — в «противофазе», как у танка: если нажать педаль или рычаг слева, начнет вращаться левая гусеница и «танк с ковшом» повернет направо. А если нажмешь обе педали вместе — поедешь прямо. Правда, ехать никуда не пришлось, тем более что на гусенице стоял инструктор.

Так что будем копать — уже при помощи джойстиков. Они отвечают за поворот «башни» (которая может сделать 10 оборотов в минуту: прямо-таки карусель!), загрузку-разгрузку ковша, управление стрелой и рукоятью с ковшом, которая перемещается относительно стрелы.

С первого же раза я удачно подвел ковш к нужному месту, нажал джойстик в нужную сторону и подцепил два куба грунта — столько, сколько может вместить ковш. Теперь поднимаем стрелу… Но вмес­то того чтобы переместить ковш к месту разгрузки, я благополучно высыпал его обратно. Курс молодого бойца!

Однако минут через пять ошибок почти не было: ощущение — словно играешь в компьютерную игру (кстати, на заводе действительно есть тренировочный симулятор для обучения).

А в целом такого комфорта от строи­тельной техники я не ожидал. При этом у вольвовских экскаваторов, как и у автомобилей, есть «список стандартного оборудования и опций»: скажем, климат-контроль поставляется серийно, а вот аудиосистема, камера заднего вида, гидромолот и гидроножницы — это дополнительное оборудование. Дилемма: что выбрать при заказе — аудиосистему или гидромолот?

Кстати, уже после открытия завода экскаваторов состоялось еще одно событие: был заложен символический камень в основание третьего завода концерна в Калуге — по производству «грузовых» кабин Volvo и Renault. В этот проект будет инвестировано уже 90 млн евро (почти столько же, сколько в строительство завода по выпуску грузовиков), число сотрудников — 350 человек, начало работы запланировано на 2014 год.

На сборочной линии — будущий экскаватор, еще без кабины и стрелы с ковшом
За передвижение экскаватора отвечают две педали в центре и два соединенных с ними рычага
По бокам сиденья экскаваторщика — два джойс­тика. А кнопок-то сколько!
0 / 0

Рекомендованные статьи