Коренной лист: мы посмотрели, как делают российские рессоры
Что общего у древних «сто тридцатых» ЗИЛов, дакаровских КАМАЗов и Volvo FH, сделанных в Калуге? Рессоры, которые производятся в Пермском крае Чусовским металлургическим заводом! В марте он выпустил стомиллионную рессору (кстати, для нового тягача КАМАЗ-54901), и в канун торжественного мероприятия я побывал там.
На берегах реки Чусовой, по одной из легенд, родился Ермак — однако так это или нет, сегодня уже никто не знает. Но точно известно, что Чусовской завод — одно из старейших металлургических предприятий Урала, да еще и одно из первых СП в дореволюционной России.
В 1879 году князь Сергей Голицын основал здесь «франко-русское Уральское общество», чтобы делать листовое железо, броневые листы, железнодорожные колеса и рессоры. Тогда появился и город Чусовой, а в тридцатых годах здесь получили первый отечественный феррованадий (легирующий сплав) и построили самый современный на тот момент прокатный стан для выпуска рессорных листов. Ну а в 1976-м появился отдельный авторессорный цех — крупнейший в то время не только у нас, но и во всей Европе.
Завод выпускал броню до конца Великой Oтечественной: на снимке — бронепоезд «Чусовской рабочий» 1942 года
Первой его продукцией стали рессоры как раз для ЗИЛа-130. А сегодня чусовские рессоры устанавливают на конвейере ведущие в СНГ производители грузовиков и прицепов: КАМАЗ и Урал, ГАЗ и МАЗ, НефАЗ и Тонар. Еще совместные предприятия и «иностранцы в России» — IVECO-АМТ в Миассе, Ford в Елабуге, BPW в Солнечногорске.