Кульетус и павильонки: выставка грузовиков по-фински

Фото: Максим Чернявский

Наши северные соседи, финны, начисто лишены пафоса и чувства величия. Поэтому свою выставку грузовиков в Ювяскюля они нарекли попросту Kuljetus («Перевозка»), а выставочный центр с павильонами так и зовется — Jyväskylän Paviljonki. И вот что я там увидел.

Пожалуй, такого еще не было — чтобы самым интересным экспонатом грузовой выставки был не автомобиль как таковой, а кусок его рамы! В него встроен дизельный двигатель, следом — электромотор и только потом коробка передач.

Дело в том, что маленький финский производитель Sisu объявил о создании гибридного грузовика: лет пять назад подобные машины появлялись в Европе как грибы после дождя, но мы думали, что лихорадка уже прошла. Ан нет, и шутки про медлительных финнов тут ни при чем.

Sisu специализируется на штучном изготовлении машин для перевозки леса и тяжелых грузов (по данным организации автопроизводителей OICA, в 2015 году здесь создали 53 грузовика). Для производства используются компоненты Mercedes (кабины, рядные двигатели), а вот рамы и мосты традиционно свои собственные, очень выносливые: неслучайно мосты Sisu устанавливаются на гоночные грузовики для Дакара, включая МАЗы и КАМАЗы!

Так вот, у перспективного гибрида совокупная максимальная мощность дизеля Mercedes и финского электромотора Visedo достигает 1140 л.с., а крутящий момент превышает 5000 Нм. Судя по всему, проект близок к реализации: вместе с пресс-релизом о событии фирма Sisu распространила фотографию опытного тяжеловоза, на котором, видимо, и стоит необычная силовая установка. Эта установка — так называемый параллельный гибрид: при обычной работе автомобиль приводится в действие только дизелем, но часть энергии аккумулируется в суперконденсаторах. А в пиковые периоды дизелю помогает электромотор.

Все это логично, ведь условия работы финских грузовиков одни из самых тяжелых в Европе! Более того, финны выступают новаторами в вопросе увеличения длины и полной массы автопоездов. Если континентальная Европа который год робко экспериментирует с 25-метровыми автопоездами, то здесь длина дорожных сцепок может достигать 34 метров, а полный вес — ужасающих 102 тонн. И все это совершенно легально.

Тем и интересны местные выставки грузовиков, что на них демонстрируются новейшие достижения «финского автохозяйства», причем все действо происходит очень по-домашнему. Продавцы и клиенты давно и хорошо знакомы друг другу, и кажется, что главное — не сами машины, а столики и ­много-много кофе, за которым и ведутся неспешные беседы. Выставленные грузовики тоже необычны: как правило, это клиентские машины, уже с логотипами и в расцветке владельцев. Местный рынок-то малюсенький: количество регистраций новых грузовиков тяжелого класса колеблется в пределах одной—двух тысяч экземпляров в год. При этом финские клиенты часто заказывают нетипичные машины (с необычными колесными формулами, надстройками и т.д.), а их тяжело собирать на конвейере. Редкий дилер раскошелится на выкуп «стоковых» грузовиков и тягачей для продажи с площадок — только на заказ!

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Вы можете использовать деморежим подписки: просто зарегистрируйтесь на сайте — и вам будут доступны 3 просмотра платных статей

Рекомендованные статьи