Как Федор Лапшин носился на новейшем бронетранспортере Курганец-25
На наших испытаниях часто присутствуют сотрудники автомобильных компаний и технические специалисты. А на этот раз все два дня, что я провел на Курганмашзаводе, рядом неотступно находился представитель по защите государственной тайны!
Дело в том, что я знакомился с еще полусекретным семейством Курганец-25 и водил такой бронетранспортер — нечто вроде гусеничной маршрутки с пулеметом. И знаете, как она умеет вваливать в повороты?
Кто сказал, что Челябинск — суровый город? Вот Курган куда суровее. Когда мы с видеооператором вышли из гостиницы в десять вечера, чтобы купить еды, то ближайшим оказался магазин разливных напитков. И там в придачу к пиву с воблой продавался — вы не поверите — одеколон Шипр. По 24 рубля флакончик! Уж явно не для косметических целей.
А если серьезно, Курган суров тем, что здесь традиционно производят тяжелую военную технику. Правда, завода колесных тягачей, КЗКТ, уже не существует: говорят, последние две машины сделали в 2009 году, а затем предприятие обанкротилось и больше о нем не слышно.
На Курганмашзаводе военная техника соседствует с гражданской: такие тракторы здесь выпускали раньше
Зато Курганмашзавод, принадлежащий концерну «Тракторные заводы», работает вовсю. Здесь выпускают, к примеру, гражданские погрузчики и плавающий вездеход марки Четра, но достаточно взглянуть на БМП на постаменте перед проходной, чтобы понять, какая продукция здесь главная.
Ею занимается СКБМ — Специальное конструкторское бюро машиностроения. Сперва в Кургане делали артиллерийские гусеничные тягачи — наследники того, что стоит на территории Ярославского моторного завода. А в шестидесятых сюда передали производство боевой машины пехоты БМП-1, разработанной Челябинским тракторным. «Ее броня была еще как у царских линкоров-броненосцев», — комментируют заводские специалисты.
Перед проходной завода на постаменте — легендарная БМП-2
В 1980 году на вооружение приняли БМП-2: ее броня уже оригинальная, в башне — скорострельная пушка 2А42 (которая не устарела до сих пор, но об этом чуть позже). Такие «бээмпэшки» стали массовыми (выпущено несколько десятков тысяч) и вовсю воевали в Афганистане. Их зачастую называли «братскими могилами пехоты», но они по сей день исправно служат в армиях — не только России или, скажем, Сирии, но даже Чехии и Финляндии. БМП-2 хвалят за надежность и неприхотливость: «Стоят на хранении десять лет, а затем заводятся с пол-оборота».
При нас по заводскому полигону каталась БМП-3
А вот следующая БМП-3 — модель с трудной судьбой: ее доводили до ума не один десяток лет! В 1982 году завершились испытания, в 1987-м — приняли на вооружение, в 1991-м БМП-3 впервые прошла по Красной площади. Но страна развалилась, и тогда в войска эти «бээмпэшки» не попали, несмотря на прогрессивную конструкцию: 100-миллиметровое орудие, спаренное с 30-миллиметровой пушкой 2А72, броневой алюминий вместо стали, современные прицелы.
Машину, а вместе с ней и предприятие спасли Арабские Эмираты: в середине двухтысячных там собирались купить около 900 БМП-2, но в последний момент контракт переделали на БМП-3. Как сообщала тогдашняя пресса, арабы сперва хотели самостоятельно дооснастить «бээмпэшки» кондиционерами (жарко же!), однако из-за изменения развесовки машины стали терять равновесие на воде. В итоге у БМП-3 появилась новая заводская опция — кондиционер, в придачу к заказному автомату заряжания противотанковых ракет ПТУР (которые запускаются прямо через ствол 100-миллиметровой пушки).
Сейчас выпущено уже примерно три тысячи машин третьей модели: они остаются в гамме, но к ним прибавилось новейшее поколение — на платформе Курганец-25.
От Ракушки до Драгуна
Бывали в шоу-румах автомобильных дилеров, где выставлены разные модели? Вот и к нашему приезду опытный цех завода превратили в «шоу-рум» с бронемашинами — как уже знакомыми, так и еще невиданными. И все они умеют плавать!
Вот серийная БМП-3, напротив — максимально унифицированная с ней боевая машина десанта БМД-4М, которую я водил на полигоне под Рязанью.
Рядом — сестра этой «бээмдэшки», только с более высоким корпусом и без башни — БТР-МДМ Ракушка, нечто вроде бронированного микроавтобуса для десантников. В «пассажирском салоне» — простецкие лавки со спинками, словно у обычного пазика.
Аналог Ракушки, только сухопутный, называется БТ-3Ф: у него тоже нет башни, а вдоль бортов расположены антитравматические сиденья с подножками. «Эта модель появилась благодаря пожеланиям корпуса морской пехоты Индонезии, а у нас ее впервые показали на форуме Армия-2016», — комментируют заводчане.
Глубоко модернизированная БМП-3 называется Драгун: у нее двигатель спереди, аппарель сзади и навеска по бортам — как у Курганца
Еще есть разные модификации на базе БМП-3: шасси для установки вооружения (152-миллиметровое орудие Вена, противотанковый комплекс Хризантема) и глубоко модернизированная версия Драгун, где моторный отсек перенесен вперед, а десант без помех высаживается через кормовую аппарель.