Мы испытали новую систему общественного транспорта «Магистраль»

Фото: Петр Грибачев

Еще в 2013 году, когда с улиц Москвы начали пропадать частные маршрутки, мы предположили, что неплохо бы нашей столице перенять опыт ряда европейских городов и разделить маршруты общественного транспорта по функциям. И вот, через четыре года это все-таки произошло: с октября в Москве вводится маршрутная сеть «Магистраль». Что теперь изменится?

Раньше центральные маршруты автобусов, трамваев и троллейбусов во многом были нерациональными. Тот же автобус мог несколько раз петлять по большим кварталам, из-за чего пассажиры, которым надо «от конечной до конечной» теряли время. Но такого больше не будет. Теперь все проходящие через центр маршруты разделены на три типа: магистральные, районные и социальные.

Магистральный городской транспорт ходит от центра до окраин и обратно, максимально использует выделенные полосы на «вылетных» трассах, и не сворачивает на районные улицы. Всего магистральных маршрутов — 17.

Номера магистральных маршрутов выделены каждый своим цветом — так проще их запомнить
Номера магистральных маршрутов выделены каждый своим цветом — так проще их запомнить
0 / 0

Обозначение десяти основных из них начинается с буквы «М»: М1, М2 и т.д. Они, а также слегка подкорректированные маршруты автобусов-экспрессов (144 и 904) стартуют в районе станций метро Китай-Город и Лубянка. Здесь же расположены удобные пересадочные остановки. Другие магистральные маршруты (автобус «А», троллейбус «Б», а также трамваи «А», 3 и 39) проходят чуть в стороне, но пересекаются с основными. Интервал движения транспорта на таких маршрутах — 5—10 минут.

Номера районных автобусов обозначены голубым цветом
Номера районных автобусов обозначены голубым цветом
На некоторых таких направлениях вместо больших автобусов работают шустрые маршрутки
0 / 0

Районные маршруты  это своеобразные связующие нити для магистральных. Как раз они петляют по центральным районам, помогая пассажирам добраться до остановки магистрального транспорта. Таких маршрутов  15, они не очень длинные, а интервалы движения здесь больше  до 15 минут. Опознать районные автобусы можно по указателям голубого цвета на лобовом стекле.

Также в систему «Магистраль» включены социальные (их восемь) и ночные (их шесть) маршруты. Первые возят пассажиров к поликлиникам и другим социальным объектам. Вторые работают по ночам и пересекаются около станции метро Китай-Город.

Автобусы на Мясницкой и троллейбусы на Солянском проезде ходят против «шерсти»

Специально для системы «Магистраль» в Москве в ближайшее время появится 24 дополнительные остановки, а также шесть новых участков дорог с полосами для общественного транспорта. Причем многие из них направлены против движения. Вводится и так называемое тактовое расписание  по аналогии с поездами метро. Для пассажиров оно неизвестно, но водители должны строго соблюдать свой «такт» и приезжать на остановку в конкретную минуту. В итоге людям станет удобнее пользоваться наземным транспортом, а пассажиропоток возрастет на 43%. Звучит здорово, но как система работает на практике?

Я вышел из метро на Лубянке около обновленного «Детского мира» и прошел до Славянской площади, где сел на один из магистральных автобусов. А наблюдения мои таковы.

Пара автобусов на одной остановке  нормальное явление

Во-первых, в центре действительно стало больше общественного транспорта. Около каждой остановки постоянно скапливается по дватри автобуса или троллейбуса (всего в системе задействованы 370 транспортных единиц).

Автобусы маршрута М2 выстроились один за другим из-за короткого перекрытия движения

Отсюда и второе наблюдение  тактовое расписание если и работает, то по-разному для разных маршрутов. К примеру, автобусы М2 ходят слишком часто. Стоило полиции на пять минут перекрыть Лубянскую площадь, как на светофоре их скопилось друг за другом целых три. А вот автобуса М9, на котором я в итоге и поехал, пришлось ждать почти 20 минут. Кстати, его конечную (она же  начальная) остановку мне пришлось искать и вовсе интуитивно: указателя на ней не было из-за ремонта.

Но это скорее исключение. Указатели на всех остальных остановках в центре яркие и заметные, а схема маршрутов есть и на остановках, и в салонах автобусов. Третье наблюдение оказалось, увы, вполне ожидаемым. Поездка на автобусе от Китай-Города до ВДНХ заняла у меня 35 минут. На метро (вместе с подъемом и спуском по эскалатору) можно покрыть это расстояние вдвое быстрее.

Так что у новой системы есть и свои недостатки. Выделенные полосы ничем, кроме разметки, не огорожены, а кое-где, как на том же маршруте М9, в центре их пока и вовсе нет. К тому же «Магистраль» работает только на маршрутах, проходящих через центральные улицы.  На периферии они оставлены без изменений. Но все же приятно, что работа общественного транспорта столицы хотя бы старается соответствовать мировым стандартам.

Рекомендованные статьи