Маленький троллей-МАЗ и другие: изучаем «рогатый заповедник» города Видное
Построить троллейбус на базе автобуса — задача вполне тривиальная и логичная: зачем городить новый кузов, если его можно просто позаимствовать у собрата с ДВС, заменив основные агрегаты электрическими. По такой схеме, к примеру, строит свои троллейбусы белорусский МАЗ: за основу «рогатых» обычно берутся стандартные 12-метровые машины вроде низкопольников 203-й модели. Но мало кто знает, что в свое время троллейбус был построен и на базе маленького девятиметрового МАЗ-206. Произведенная в единственном экземпляре машина до сих пор существует — и работает на одном из маршрутов в подмосковном городе Видное. Я съездил туда и поближе познакомился и с этим троллейбусом, и с другими не менее экзотическими местными «рогатыми».
Троллейбус в Видном — уникальное по нынешним меркам явление. Местная система была запущена в 2000 году и до сих пор считается одной из самых маленьких в нашей стране. Это, впрочем, не мешает ей более-менее нормально функционировать, что выглядит особенно удивительно на фоне прекращения движения троллейбусов в Москве. Общая протяженность контактной сети — чуть больше девяти километров. В городе сейчас действует четыре маршрута, а ходит по ним самая разная техника — настоящий зоопарк! Знакомство с видновским троллейбусом я начал на остановке около железнодорожной платформы Расторгуево — высадка и посадка пассажиров организована прямо под эстакадой трассы М4 Дон. А сеть в этом месте проложена так низко, что штанги троллейбусов практически складываются. Ждать, кстати, пришлось не меньше десяти минут — интервалы, особенно днем, длинные.
ТролЗа Оптима на развороте под эстакадой — обратите внимание, как низко подвешены провода
А вот и первый «тролль» — ТролЗа Оптима из Энгельса. В разных вариантах такие троллейбусы производились с 2003 года до бесславной кончины предприятия в 2019-м. Конкретно этот троллейбус — в версии с низким полом до середины салона и ступеньками ближе к корме.
Выпущен он в 2015 году, но состояние его уже явно уставшее: привод при движении гудит сильнее иного ДВС, а при проезде неровностей трясет нещадно. Ступенька в центре салона не зря выделена желтым: споткнуться тут можно в два счета. А в высокой задней части ощутимо давит низкий потолок.
Доехал до центра, вышел, снова подождал. И тут к остановке подъехал — да это же украинский Богдан! Вообще такие троллейбусы модели Т701, построенные на основе аналогичного автобуса, выпускаются в Луцке с 2010 года, и на настоящий момент их сделано больше полутысячи. Но конкретно этот экземпляр — уникален. В 2014 году предполагалось начать производство этих машин на мощностях нашей компании ТрансМашГрупп. Но дальнейшие события поставили на проекте крест, а единственная собранная машина, получившая собственное название TMG-7207 Comfort, отправилась именно в Видное — где и работает до сих пор.
В низкопольном салоне просторно — и потолок очень высокий
И на фоне привычной продукции из Энгельса этот троллейбус почти иномарка. Салон — полностью низкопольный, просторный, светлый и неплохо продуманный: тут много сидений на низком полу, да и на те, что на подиумах, забираться удобно. И в движении российский Богдан производит приятное впечатление: в подвеске ничего не гремит, на остановках троллейбус приседает на правую сторону, а «лежачих полицейских» проезжает мягко. Правда, электродвигатель (тут он тоже российский, фирмы Русэлпром) своим необычным звуком, особенно на разгонах, напоминает звездолет из фантастического фильма.
Маленький МАЗ с "рогами" — будто кузнечик
А вот к остановке подкатывается и главная цель моей поездки — синий МАЗ-206Т. Эта машина родилась в 2015 году, став экспериментом по запуску троллейбуса малого размера на маршрутах с небольшим пассажиропотоком. При этом сам МАЗ (по крайней мере, напрямую) к его появлению отношения не имеет: переоборудованием занималась российская фирма ТрансЭлектро.
Компоновка салона электрического МАЗа не отличается от автобусной
Аппарат получил электродвигатель ТАД, а на крыше появились токоприемники. Забавно, что их размещение в передней части крыши сделало эту машину похожей на гигантского синего кузнечика. Но вот итог проекта, увы, не отличается от «российского Богдана»: этот троллейбус также выпущен в единственном экземпляре и по странному совпадению также работает в Видном до сих пор.
Обивка сидений стойкая — с 2015 года держится молодцом
Маршрут у него и правда малозагруженный: днем в салоне я оказался в одиночестве. Его компоновка в точности такая же, как и у прародителя: в передней части пол низкий, а к корме ведет ряд ступенек. Внутри тихо, но на колдобинах панели отделки вздрагивают и дребезжат, да и подвеску мягкой не назвать (мосты тут — Dana): тот же Богдан куда мягче.
ЗиУ-682Г последних серий — попытка освежить древнюю модель
В конце моего пребывания в Видном мне попался традиционный троллейбус — ЗиУ-682Г 2007 года выпуска. Это еще не самый старый представитель этого «заповедника», в парке есть старичок 2000 года выпуска. Ну а этот ЗиУ — уже со стеклопластиковым передним бампером, новыми дверями и некоторыми улучшениями по электрической части с выносом большого числа ее компонентов на крышу.
В старом ЗиУ тепло и не капает — на этом достоинства его салона заканчиваются
Но сегодня такой троллейбус уже откровенно неудобен: едет жестко и громко, дребезжит и кряхтит всем кузовом, как старый дед, коим он, собственно, и является. Да и высокий пол в салоне сейчас — это уже нонсенс. Со мной в салоне ехала семья с ребенком в большой коляске — отцу пришлось просто на руках вытаскивать ее на остановке.
Так что с точки зрения пассажиров, тут, конечно, не хватает современных электрических машин — тихих и удобных. Но, увы, ждать этого точно не приходится — особенно при нынешнем негативном отношении к этому виду транспорта в России. Ну а для любителей необычных и редких троллейбусов Видное остается самым близким к столице троллейбусным «заповедником», где можно посмотреть на уникальную технику в реальной эксплуатации.