MAN до Кронштадта: Федор Лапшин провел за баранкой три дня

Фото: Максим Чернявский | Федор Лапшин

Этот снимок сделан на центральной площади Кронштадта около Морского собора: я приехал туда из Подмосковья на новеньком рефрижераторе MAN. За его баранкой провел три дня — есть что рассказать и о машине, и о платных дорогах, и о солярке с мочевиной!

Сам заплатишь за федеральные дороги системе Платон? Мы деньги вернем», — предложили представители компании MAN перед тем, как я отправился из Москвы в Питер. Моя задача — перегнать рефрижератор MAN TGS из мановского филиала в подмосковном Подольске в аналогичный филиал в Питере, а заодно cфотографировать машину на фоне красивых пейзажей. Мановцы даже размышляли о том, как бы мне попасть на «рефе» на Дворцовую площадь, но я предложил снизить градус мероприятия: это все равно что заехать на грузовике на Красную площадь в Москве!

Колеса последней оси «поджимаются» при помощи пневмобаллона

Пришлось отказаться и от заманчивой идеи добраться из подольского филиала (который расположен на старом Симферопольском шоссе около Щербинки) до Ленинградки по МКАДу: грузовикам без специальных пропусков разрешено выезжать на МКАД только ночью. Значит, придется делать крюк: ехать сперва на юг через сам Подольск (благо до 1 января через него разрешали двигаться тяжелым грузовикам), потом по бетонке на север. «Чтобы обойти пробки, выезжай на Ленинградку по Пятницкому шоссе», — посоветовал наш эксперт-дальнобойщик Дмитрий Силин.

Я заплатил Платону около 1074 руб­лей через интернет (подробно об этом — на соседней странице), а в попутчики пригласил Максима Чернявского из Питера: я буду в основном рулить, он — фотографировать. Макс, прибыв в подольский филиал первым, позвонил мне: «Увидишь, какой нас ждет локомотив».

Кузов Schmitz из Литвы сделан очень добротно...
...жаль, изоляция швов не слишком аккуратная
0 / 0

Точно, локомотив! Хоть и одиночный, но длиной аж 11,7 м. А задний свес почти три с половиной метра — ка-ак махнет хвостиком... Колесная формула — 6х2: задняя ось — неведущая и поднимающаяся при помощи всего одного пневмобаллона.

Шасси, судя по букве «P» в VIN-номере, выпущено на польском сборочном заводе MAN, изотермический кузов сделан в литовском филиале компании Schmitz и оснащен холодильником Carrier — в общем, типичный европейский «реф» наподобие тех, что ездят с прицепом-«племянником» в компаниях типа Магнита (хотя у нашей машины сцепного устройства не оказалось).

Теперь — быстро вспомнить, что к чему (руль регулируется клавишей на панели, передачи, а их 16, переключаются рычагом с двумя тумблерами на набалдашнике). Та-ак, а где же... А где же в кабине тахограф? Пока нету: видимо, ставить его будет покупатель! В итоге я ехал с карточкой водителя для тахографа, но без самого устройства. Впрочем, закон о введении тахографов в нашей стране оказался филькиной грамотой: сам по себе режим труда и отдыха никого не интересует.

Первое же приключение ждало меня сразу после старта. «Макс, вылезай и беги на тот конец лужи. Это надо сфотографировать!» Выезд (он же въезд) с территории, на которой расположен мановский центр, выглядит так, что в дождливую погоду там впору запус­кать подводные лодки! Может, после нашей статьи в этот водоем кинут самосвал щебня?

Выруливаю на узкую и запруженную старую Симферопольку, и — срочно заправляться: топливо на нуле. «Рядом есть заправка, но больше 50 л на ней заливать не советуем», — подсказали мановцы. Так я и сделал, несмотря на яркую рекламу дизтоплива, якобы отвечающего нормам Евро-5.

Такая «полоса препятствий» поджидает водителей на выезде из подольского центра MAN

Протолкался через подольские пробки, горки и бесчисленные светофоры, выскочил на бетонку — и начал искать место, где можно заправиться качественной соляркой. Как бы не так: фирменные заправки либо находятся по другую сторону дороги и сплошной разметки, либо не рассчитаны на большие грузовики. Вновь загорелась лампа топ­ливомера — не хватало только высохнуть в Московской области! В итоге пришлось заливать еще 50 л, и опять на «цыганской» заправке, где солярка стоила всего-то 28,2 руб./л. На легковушке я бы сюда под дулом пистолета не заехал.

Вспоминается рассказ о немецких дальнобойщиках, которых напутствовало руководство, отправляя в Россию: «Заправляйтесь только на известных брендах, скажем, Shell. Но никогда не заезжайте на заправки бренда «а-три-цэ»!» (Так немцы читают нашу аббревиатуру АЗС.)

Хоть и одиночный, но длинномер: от носа до кормы — 11,7 м, задний свес — 3,42 м!

Взяли чай с пирожками, отъехали перекусить на соседнюю площадку: там жидкая грязь по колено, мужик греется около бочки с горящими дровами. «Скрип колеса, лужи и грязь дорог...» И это инфраструктура федеральной трассы рядом со столицей нашей Родины. За что тут платить полтора рубля за километр, а с первого марта — три руб­ля с копейками? Водителям впору доплачивать за такие условия!

Еще полчаса езды — и на щитке приборов вновь загорелось предупреждение. На этот раз о том, что подошла к концу жидкость AdBlue, она же мочевина, — если не долить ее вовремя, при последующем запуске электроника обрубит крутящий момент двигателя.

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Я проскочил поворот на Пятницкое шоссе, а ошибаться нельзя: я же заплатил Платону за конкретный маршрут!

Кое-как развернулся на своем длинномере — а тут и фирменная заправка. На ней можно купить все 200 л солярки, канистру с AdBlue (за 454 руб­ля) и воронку, чтобы залить мочевину. Отъехал в сторонку, начал прилаживать воронку... Не лезет! В итоге кое-как, расплескивая, залил несколько литров мочевины, чтобы электроника не истерила. Еще немного бесплатной, но «пьяной» трассы — и наконец Ленинградка-федералка.

Немного о грузовике

По пути я попросил Макса достать блокнот и стал диктовать впечатления от машины.

Европейский MAN, китайский FAW (на заднем плане) — и российские дрова в бочке...

В кабине тихо, вибрации от двигателя ощущаются только на холостых оборотах. С обзорностью проблем нет — разве что за стойкой лобового стекла и «лопухом» зеркала я однажды не увидел на перекрестке приближающуюся слева машину. Даже испугался.

В Подмосковье встретился японский Hino девяностых годов...
...и вот такой «WABCO Shop»
0 / 0

А видеокамера на корме (она автоматически включается при движении задним ходом) дает столь широко­угольную картинку, что кажется, будто фургон подминает соседние машины. Но, если приноровиться, сдавать назад очень удобно, несмотря на габариты. Такую бы видеосистему всем дальнобойщикам!

А это федеральная трасса А107 вокруг Москвы, она же «малая бетонка». Разумеется, тоже платная для тяжелых грузовиков

Руль великоват, однако управление информативное — для магис­т­ральной машины то что надо. Подвеска, учитывая тяжелый кузов, очень комфортабельная. Моторный тормоз, хоть и одноступенчатый, на удивление мощный: рычит почти как на тягачах-«американцах».

Под передней панелью — две электророзетки. Но обычный зарядник в них не входит!
Цепочка топливного бака то ли отсоединилась, то ли ее еще раньше отвинтили перегонщики
0 / 0

То, что здесь стоит климат-контроль, просто отлично — правда, управление отоплением расположено у правого колена (на ходу приходится отрывать взгляд от дороги), а кнопок много, и с непривычки неясно, какая за что отвечает. Вдобавок присутствует забавный эффект: когда заводишь машину и трогаешься, печка, выставленная, скажем, на 25ºС, сперва начинает жарить на всю катушку — и только потом выходит на заданную температуру.

У шторок на стеклах нет ограничителей — и при раздвигании они соскакивают
У пластиковой рамки заднего номера я умудрился оторвать крепление: задел земляной холмик, сдавая задом
0 / 0

Но, пожалуй, самые яркие впечатления оставила коробка передач: для настоящих мужчин! К концу поездки правая рука от ворочания рычагом аж заныла, а задняя передача втыкалась с таким усилием, что временами приходилось делать это двумя руками. Особенность тросового привода или еще не разработанный механизм?

Платный объезд Вышнего Волочка отлично освещен — но машин здесь очень мало

Кроме того, при трогании со светофора коробка регулярно считала, что все еще находится в верхнем ряду (хотя я заранее переходил в нижний), и писала на дисплее: «Перегрузка сцепления». Приходилось вновь щелкать тумблером вверх-вниз, выжимая сцепление, — а в это время соседние фуры уходили вперед.

В дальнобойных кафе на питерской трассе кормят недорого — и очень вкусно

Зато, несмотря на мановские рекомендации трогаться только со второй пониженной, на пустом грузовике вполне можно стартовать с третьей и затем скакать через ступень: пятая — седьмая — восьмая пониженная — восьмая повышенная.

Слева — путь через Вышний Волочёк, справа — по новой 70-километровой объездной. Если дальнобойщик выбирает объездную, проезд «по Платону» становится дешевле примерно на 110 рублей, но за объезд надо платить 600 рублей ночью и 920 — днем

И длина рычага в самый раз: на ходу на нем удобно держать руку как на подлокотнике. А вот сам подлокотник сто́ит опускать только на длинных прямиках, иначе он вступает в контакт с рычагом, не давая переключаться.

Хоть наш MAN и одиночный, но трехосный — и за объезд Вышнего Волочка пришлось платить как за полноценную фуру с полуприцепом

Ну а дальше — выставляешь круиз-контроль (кстати, с очень удобным управлением) на 79 км/ч, чтобы избежать штрафов за превышение скорости в населенных пунктах, убираешь ноги с педалей... Ленинградка-то нынче почти пустая: кризис и Платон виноваты!

Кура, греча и тахограф

Чтобы найти «оффроуд», ездить далеко не надо: этот снимок сделан на парковке около трассы Москва—Питер

Вечером мы, говоря современным языком, приуныли — хорошо бы отдох­нуть полчасика. Заруливаем на пустую площадку, задергиваем шторы, ставим будильник... Проснулись в назначенное время, раздвигаем шторы: что такое? Они выпали из креплений! Оказалось, на заводе забыли поставить заглушки-ограничители на рельсы, по которым ездят шторки.

Черный ключ — от грузовика и его топливного бака, синий — от бака с мочевиной, сереб­ристый — от кузова

А до этого пришлось чинить соскочившую крышечку очечника рядом с водителем (мы хранили там запасные ключи, и Макс не рассчитал усилия, захлопывая крышку). Уж больно нежная конструкция!

Попытка залить мочевину при помощи воронки не увенчалась успехом...
...и в итоге пришлось заливать ее прямо из канистры, расплескивая
0 / 0

К ночи попали на новый платный учас­ток объезда Вышнего Волочка (Платон на нем не работает — надо отдавать деньги кассирам в будках). Впечатления — будто попал в компьютерную игрушку, где дорога закольцована. Фонари, совершенно безлюдная трасса — и так 70 километров! Из инфраструктуры — лишь несколько площадок отдыха с туалетами: они чистые, но умывальники в них не работают по случаю зимы. Конечно, машины на этой дороге есть, но мало, в основном легковые. Мы насчитали всего 12 грузовиков, включая «Почту России» и вставший на ночлег камазенок с номерами какого-то дальнего региона.

Если полоса для обгона заканчивается, а обогнать не успел — то оказался на встречке!

А все потому, что проезд стоит бешеных денег: для грузовиков днем — 920 рублей!

Диаметр «мочевинной» горловины — ­всего два сантиметра
Если нажать кнопку на щитке приборов, топливомер показывает запас мочевины
Когда AdBlue подходит к концу, на дисплее появляется предупреждение
0 / 0

Когда подъехали к пункту оплаты на выезде, добрая девчонка-кассирша посоветовала: «Сдавайте назад и стойте 15 минут. После полуночи я пропущу вас уже за 600 рублей. Если хотите еще дешевле, приобретите транспондер, и электроника на пункте оплаты будет воспринимать ваш грузовик как двухосный: у вас же третья ось поднята!»

После долгих поисков ночлега на Ленинградке (нас же двое, а спальная полка в машине одна) мы наконец сняли трехместный номер за 1800 рублей в Крестцах — в гостинице с чудесным названием «Бумер», однако тихой, без большой дальнобойной стоянки под окнами.

У мановской кабины L — низкий потолок и одна спальная полка
Водить MAN TGS удобно — хотя работа рычагом коробки передач требует усилий
0 / 0

Наутро я вновь решил долить мочевину: загорелось сообщение о ее нехватке. Хотел превратить пластиковую бутылку в воронку — даже бутылочное горлышко в бак не лезет! Да что ж такое? Измерили рулеткой — и оказалось, что диаметр горловины бака с AdBlue равен всего двум сантиметрам. Чтобы водитель ни при каких обстоятельствах не смог засунуть туда пистолет для дизтоплива... В общем, кое-как залил из канистры через край — благо до Питера осталось уже немного.

Приближение к городу на Неве чувствуется по объявлениям: в кафе предлагаются «кура» и «греча» (а не курица и гречка), и даже на рекламном щите встретилась надпись: «Тахограф, карта водителя» (москвичи бы точно написали это во множественном числе!).
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи