MAN до Кронштадта: Федор Лапшин провел за баранкой три дня
Этот снимок сделан на центральной площади Кронштадта около Морского собора: я приехал туда из Подмосковья на новеньком рефрижераторе MAN. За его баранкой провел три дня — есть что рассказать и о машине, и о платных дорогах, и о солярке с мочевиной!
Сам заплатишь за федеральные дороги системе Платон? Мы деньги вернем», — предложили представители компании MAN перед тем, как я отправился из Москвы в Питер. Моя задача — перегнать рефрижератор MAN TGS из мановского филиала в подмосковном Подольске в аналогичный филиал в Питере, а заодно cфотографировать машину на фоне красивых пейзажей. Мановцы даже размышляли о том, как бы мне попасть на «рефе» на Дворцовую площадь, но я предложил снизить градус мероприятия: это все равно что заехать на грузовике на Красную площадь в Москве!
Пришлось отказаться и от заманчивой идеи добраться из подольского филиала (который расположен на старом Симферопольском шоссе около Щербинки) до Ленинградки по МКАДу: грузовикам без специальных пропусков разрешено выезжать на МКАД только ночью. Значит, придется делать крюк: ехать сперва на юг через сам Подольск (благо до 1 января через него разрешали двигаться тяжелым грузовикам), потом по бетонке на север. «Чтобы обойти пробки, выезжай на Ленинградку по Пятницкому шоссе», — посоветовал наш эксперт-дальнобойщик Дмитрий Силин.
Я заплатил Платону около 1074 рублей через интернет (подробно об этом — на соседней странице), а в попутчики пригласил Максима Чернявского из Питера: я буду в основном рулить, он — фотографировать. Макс, прибыв в подольский филиал первым, позвонил мне: «Увидишь, какой нас ждет локомотив».
Точно, локомотив! Хоть и одиночный, но длиной аж 11,7 м. А задний свес почти три с половиной метра — ка-ак махнет хвостиком... Колесная формула — 6х2: задняя ось — неведущая и поднимающаяся при помощи всего одного пневмобаллона.
Шасси, судя по букве «P» в VIN-номере, выпущено на польском сборочном заводе MAN, изотермический кузов сделан в литовском филиале компании Schmitz и оснащен холодильником Carrier — в общем, типичный европейский «реф» наподобие тех, что ездят с прицепом-«племянником» в компаниях типа Магнита (хотя у нашей машины сцепного устройства не оказалось).
Теперь — быстро вспомнить, что к чему (руль регулируется клавишей на панели, передачи, а их 16, переключаются рычагом с двумя тумблерами на набалдашнике). Та-ак, а где же... А где же в кабине тахограф? Пока нету: видимо, ставить его будет покупатель! В итоге я ехал с карточкой водителя для тахографа, но без самого устройства. Впрочем, закон о введении тахографов в нашей стране оказался филькиной грамотой: сам по себе режим труда и отдыха никого не интересует.
Первое же приключение ждало меня сразу после старта. «Макс, вылезай и беги на тот конец лужи. Это надо сфотографировать!» Выезд (он же въезд) с территории, на которой расположен мановский центр, выглядит так, что в дождливую погоду там впору запускать подводные лодки! Может, после нашей статьи в этот водоем кинут самосвал щебня?
Выруливаю на узкую и запруженную старую Симферопольку, и — срочно заправляться: топливо на нуле. «Рядом есть заправка, но больше 50 л на ней заливать не советуем», — подсказали мановцы. Так я и сделал, несмотря на яркую рекламу дизтоплива, якобы отвечающего нормам Евро-5.
Протолкался через подольские пробки, горки и бесчисленные светофоры, выскочил на бетонку — и начал искать место, где можно заправиться качественной соляркой. Как бы не так: фирменные заправки либо находятся по другую сторону дороги и сплошной разметки, либо не рассчитаны на большие грузовики. Вновь загорелась лампа топливомера — не хватало только высохнуть в Московской области! В итоге пришлось заливать еще 50 л, и опять на «цыганской» заправке, где солярка стоила всего-то 28,2 руб./л. На легковушке я бы сюда под дулом пистолета не заехал.
Вспоминается рассказ о немецких дальнобойщиках, которых напутствовало руководство, отправляя в Россию: «Заправляйтесь только на известных брендах, скажем, Shell. Но никогда не заезжайте на заправки бренда «а-три-цэ»!» (Так немцы читают нашу аббревиатуру АЗС.)
Взяли чай с пирожками, отъехали перекусить на соседнюю площадку: там жидкая грязь по колено, мужик греется около бочки с горящими дровами. «Скрип колеса, лужи и грязь дорог...» И это инфраструктура федеральной трассы рядом со столицей нашей Родины. За что тут платить полтора рубля за километр, а с первого марта — три рубля с копейками? Водителям впору доплачивать за такие условия!
Еще полчаса езды — и на щитке приборов вновь загорелось предупреждение. На этот раз о том, что подошла к концу жидкость AdBlue, она же мочевина, — если не долить ее вовремя, при последующем запуске электроника обрубит крутящий момент двигателя.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Я проскочил поворот на Пятницкое шоссе, а ошибаться нельзя: я же заплатил Платону за конкретный маршрут!
Кое-как развернулся на своем длинномере — а тут и фирменная заправка. На ней можно купить все 200 л солярки, канистру с AdBlue (за 454 рубля) и воронку, чтобы залить мочевину. Отъехал в сторонку, начал прилаживать воронку... Не лезет! В итоге кое-как, расплескивая, залил несколько литров мочевины, чтобы электроника не истерила. Еще немного бесплатной, но «пьяной» трассы — и наконец Ленинградка-федералка.
Немного о грузовике
По пути я попросил Макса достать блокнот и стал диктовать впечатления от машины.
В кабине тихо, вибрации от двигателя ощущаются только на холостых оборотах. С обзорностью проблем нет — разве что за стойкой лобового стекла и «лопухом» зеркала я однажды не увидел на перекрестке приближающуюся слева машину. Даже испугался.
А видеокамера на корме (она автоматически включается при движении задним ходом) дает столь широкоугольную картинку, что кажется, будто фургон подминает соседние машины. Но, если приноровиться, сдавать назад очень удобно, несмотря на габариты. Такую бы видеосистему всем дальнобойщикам!
Руль великоват, однако управление информативное — для магистральной машины то что надо. Подвеска, учитывая тяжелый кузов, очень комфортабельная. Моторный тормоз, хоть и одноступенчатый, на удивление мощный: рычит почти как на тягачах-«американцах».
То, что здесь стоит климат-контроль, просто отлично — правда, управление отоплением расположено у правого колена (на ходу приходится отрывать взгляд от дороги), а кнопок много, и с непривычки неясно, какая за что отвечает. Вдобавок присутствует забавный эффект: когда заводишь машину и трогаешься, печка, выставленная, скажем, на 25ºС, сперва начинает жарить на всю катушку — и только потом выходит на заданную температуру.
Но, пожалуй, самые яркие впечатления оставила коробка передач: для настоящих мужчин! К концу поездки правая рука от ворочания рычагом аж заныла, а задняя передача втыкалась с таким усилием, что временами приходилось делать это двумя руками. Особенность тросового привода или еще не разработанный механизм?
Кроме того, при трогании со светофора коробка регулярно считала, что все еще находится в верхнем ряду (хотя я заранее переходил в нижний), и писала на дисплее: «Перегрузка сцепления». Приходилось вновь щелкать тумблером вверх-вниз, выжимая сцепление, — а в это время соседние фуры уходили вперед.
Зато, несмотря на мановские рекомендации трогаться только со второй пониженной, на пустом грузовике вполне можно стартовать с третьей и затем скакать через ступень: пятая — седьмая — восьмая пониженная — восьмая повышенная.
И длина рычага в самый раз: на ходу на нем удобно держать руку как на подлокотнике. А вот сам подлокотник сто́ит опускать только на длинных прямиках, иначе он вступает в контакт с рычагом, не давая переключаться.
Ну а дальше — выставляешь круиз-контроль (кстати, с очень удобным управлением) на 79 км/ч, чтобы избежать штрафов за превышение скорости в населенных пунктах, убираешь ноги с педалей... Ленинградка-то нынче почти пустая: кризис и Платон виноваты!
Кура, греча и тахограф
Вечером мы, говоря современным языком, приуныли — хорошо бы отдохнуть полчасика. Заруливаем на пустую площадку, задергиваем шторы, ставим будильник... Проснулись в назначенное время, раздвигаем шторы: что такое? Они выпали из креплений! Оказалось, на заводе забыли поставить заглушки-ограничители на рельсы, по которым ездят шторки.
А до этого пришлось чинить соскочившую крышечку очечника рядом с водителем (мы хранили там запасные ключи, и Макс не рассчитал усилия, захлопывая крышку). Уж больно нежная конструкция!
К ночи попали на новый платный участок объезда Вышнего Волочка (Платон на нем не работает — надо отдавать деньги кассирам в будках). Впечатления — будто попал в компьютерную игрушку, где дорога закольцована. Фонари, совершенно безлюдная трасса — и так 70 километров! Из инфраструктуры — лишь несколько площадок отдыха с туалетами: они чистые, но умывальники в них не работают по случаю зимы. Конечно, машины на этой дороге есть, но мало, в основном легковые. Мы насчитали всего 12 грузовиков, включая «Почту России» и вставший на ночлег камазенок с номерами какого-то дальнего региона.
А все потому, что проезд стоит бешеных денег: для грузовиков днем — 920 рублей!
Когда подъехали к пункту оплаты на выезде, добрая девчонка-кассирша посоветовала: «Сдавайте назад и стойте 15 минут. После полуночи я пропущу вас уже за 600 рублей. Если хотите еще дешевле, приобретите транспондер, и электроника на пункте оплаты будет воспринимать ваш грузовик как двухосный: у вас же третья ось поднята!»
После долгих поисков ночлега на Ленинградке (нас же двое, а спальная полка в машине одна) мы наконец сняли трехместный номер за 1800 рублей в Крестцах — в гостинице с чудесным названием «Бумер», однако тихой, без большой дальнобойной стоянки под окнами.
Наутро я вновь решил долить мочевину: загорелось сообщение о ее нехватке. Хотел превратить пластиковую бутылку в воронку — даже бутылочное горлышко в бак не лезет! Да что ж такое? Измерили рулеткой — и оказалось, что диаметр горловины бака с AdBlue равен всего двум сантиметрам. Чтобы водитель ни при каких обстоятельствах не смог засунуть туда пистолет для дизтоплива... В общем, кое-как залил из канистры через край — благо до Питера осталось уже немного.