Mercedes Sprinter 4x4: проверка Альпами

Фото: компания Daimler AG | Федор Лапшин

«Передавайте за проезд», — шучу я, демонстративно хлопая крышкой верхнего бардачка. В микроавтобусе Mercedes Sprinter, за рулем которого я сижу, — полный салон коллег-журналистов из разных стран и представителей Мерседеса. Мы едем к перевалу Тиммельсйох между Австрией и Италией на высоту 2509 метров — так высоко я еще не забирался! Да еще на таком Спринтере — полноприводном.

Перед поездкой сын спросил:

— Папа, ты куда на этот раз?

— В дальние горы, туда, где горнолыжники.

— Будешь на фургонах с гор кататься?

Когда я узнал о предстоящем знакомстве с моделью Sprinter 4x4, вспомнил заляпанные грязью Спринтеры-вездеходы, которые немецкая фирма-передельщик Iglhaut регулярно демонстрирует на выставке IAA в Ганновере. У них — высоко выведенный воздухозаборник-шноркель, механические блокировки дифференциалов, защита картера, лебедка, злобная резина. И не менее злобная цена: только за полный привод надо доплачивать ­17—18 тысяч евро.

Этот Sprinter 4x4 переделан фирмой Iglhaut

Но Спринтеры, о которых пойдет речь, оказались менее «зубастыми», зато фирменными: их выпускает и продает сам Mercedes-Benz. В создании участвует и небольшая австрийско-немецкая фирма Oberaigner. Она специализируется на превращении малотоннажников Mercedes, Renault, Opel и Nissan во внедорожные, а в данном случае поставляет Мерседесу элементы трансмиссии — раздатку собственного производства, карданы, ШРУСы.

И если полноприводные Ford Transit и Mercedes Vito заводского производства внешне не отличаются от обычных собратьев, а полный привод там работает без участия водителя, то Sprinter 4x4 не таков.

Его кузов поднят над дорогой (спереди — на 11 см, сзади — на 8 см), примерно на столько же увеличена глубина преодолеваемого брода (61 см вместо полуметра у обычного Спринтера). Кстати, из-за приподнятого кузова пришлось перенести повторители поворотников с корпусов зеркал на крылья — иначе их расположение не соответствовало евронормам.

Полный привод включается принудительно, кнопкой из кабины, а по заказу может быть дополнен понижающей передачей. В подвеске установлены усиленные стабилизаторы поперечной устойчивости, емкость топливного бака не 75 л, как обычно, а 100. При этом ­полноприводные версии тяжелее заднеприводных всего на ­115—135 кг, что для машин такого класса некритично.

Под днищем видны элементы, которых нет у заднеприводных Спринтеров: раздатка, кардан, идущий к переднему мосту, и привод передних колес

А блокировки дифференциалов здесь есть? Механических — нет, поскольку при их наличии не будет работать обязательная для заводского исполнения электронная стабилизация ESP. Зато эта система (она у Спринтеров адаптивная, приспосабливающаяся к нагрузке) выполняет функцию автоматических блокировок всех дифференциалов: переднего, заднего и межосевого.

Трансмиссия Спринтера 4х4: синим показан привод передних колес

Среди прочей электроники — помощник при старте в гору (он не дает скатиться назад) и DSR, регулировка скорости на спуске. Нажал кнопку — и машина не будет раскатываться быстрее заданного темпа. 

Прогноз погоды в Инсбруке, куда я прилетел, был ласковым: плюс один. Но в двадцати километрах от города, где стояли Спринтеры, бушевал буран! Так что ездовое знакомство с машинами на площадке, размеченной конусами, прошло под метель и свист ветра. Первый вывод: Sprinter 4x4 маневрирует не хуже заднеприводного собрата.

А когда наша колонна тронулась в горы, я начал экспериментировать с полным приводом. Мерседесовцы уверяли, что кнопку его подключения можно нажимать прямо на ходу, при скорости до 10 км/ч — но оказалось, что это лучше делать только при полной остановке. Иначе лампочка, встроенная в кнопку, мигает, однако шестерни в раздаточной коробке не входят в зацепление.

Справа от руля — кнопки включения полного привода и поддержания скорости на спуске

Когда же полный привод включен и машина превращается из заднеприводной в 4х4, раздатка распределяет крутящий момент в соотношении 65% на ­задние колеса и 35% на передние — чтобы водитель не ощутил существенных перемен в поведении. Так и есть, разве что в кабине становится чуть более шумно.

Через полтора часа, к концу пути, я получил для частично груженного фургона средний расход топлива 13,8 ­л/100 км при средней скорости 47 км/ч. Очень неплохо! Тем более что полная масса машины, которую я вел, — 3,5 т, как у Газелей, а вот силовой агрегат далеко не газелевский: ­190-сильный турбодизель V6. Впрочем, в гамме есть и более скромные дизельные «четверки»: все моторы серийно агрегатируются с механической коробкой передач, однако по заказу предлагается «автомат». Кстати, мерседесовцы уверяют, что расход топлива у Спринтеров 4х4 (но не эксплуатационный, а по ездовому циклу NEDC) выше, чем у аналогов 4х2, максимум на 0,8 ­л/100 км.

Горнолыжный курорт Хохгургль — последний населенный пункт перед перевалом со стороны Австрии

На следующее утро я выглянул из окна гостиницы — и дух захватило. Величественная долина уходит к горизонту, солнце золотит вершины, вот включился горнолыжный подъемник, и его кресла поплыли над головой...

Нам предстояла дорога к перевалу Тиммельсйох: летом она платная (14 евро в одну сторону для легковушек), а зимой не работает, поскольку занесена снегом. Однако для нас путь расчистили — и получилось нечто вроде раллийного спецучастка: горный серпантин с большим перепадом высот и массой петель. Но — не позажигаешь: мы ехали гуськом в режиме 4х4, а я еще и с пассажирами в салоне.

К тому же вначале путь проходил по краю обрыва: красота неописуемая, но страшно! А когда дорога ушла вглубь горного массива, на одном из виражей легковой Mercedes CLA 4Matic из нашей же колонны завяз в снегу на обочине: водитель переборщил с газом. Машину вытолкали из снега руками.

Петля серпантина, еще одна, выше, выше... Наверху дуло так, что я еле открыл дверь машины, преодолевая силу ветра. Там вдалеке — уже Италия, а на перевале — памятник в виде орла с надписью: «То, что соединяет дружба, не может разлучить политика». Поставить бы такой на российско-украинской границе!

На перевале стоит орел — символ ­австрийско-итальянской дружбы

На этом лирическую часть закончим и перейдем к маркетинговой. Cамые доступные малотоннажники-внедорожники в нашей стране, если не брать в расчет УАЗы, — Соболи и Газели Бизнес газовского семейства 4WD (от 750 тысяч рублей за фургон). При этом за полный привод для части Соболей (бортовых грузовичков, фургонов и дизельных микроавтобусов) вообще не надо доплачивать: такова политика ГАЗа. Увеличение цены для прочих вариантов — от 15 до 40 тысяч рублей.

За самый простой фургон Volkswagen Transporter 4Motion просят уже примерно 2 млн 170 тысяч рублей, на 170 тысяч больше, чем за переднеприводный аналог. Ford Transit с полным приводом еще дороже, примерно от 2 млн 300 тысяч (доплата за полный привод — ­420—475 тысяч рублей).

Что же касается модели Sprinter 4x4, то она, равно как и младший брат Vito 4x4, у нас не продается. Поэтому можем лишь сказать, что обычный Sprinter немецкого производства стоит в России примерно от 2,5 млн рублей, а доплата за полный привод на немецком рынке — около 10 тысяч евро с НДС (примерно 600 тысяч на наши деньги), с понижайкой в трансмиссии — 11 тысяч евро. В общем, можно предположить, что такие «горнолыжники» стоили бы у нас не меньше трех миллионов.

В Германии эти машины покупают, например, пожарные — в качестве автомобиля быстрого реагирования, который может и по полю проехать, и по снегу. А в 2014 году молодые сотрудницы Даймлера на двух заводских Спринтерах 4х4 участвовали в женском ралли Aisha des Gazelles в Марокко — и победили в категории Кроссовер. Мерседесовцы уверяют, что обе машины, несмотря на минимальные отличия от серийных, прошли 2500 километров по бездорожью без серьезных поломок. Любопытно, как бы себя показали те девчонки и автомобили, если бы им пришлось бороться с нашей Таней Елисеевой на раллийном Соболе 4х4 газовской команды?

В 2014 году молодые сотрудницы Даймлера на двух заводских Спринтерах 4х4 участвовали в женском ралли Aisha des Gazelles в Марокко

И последнее. Как мы уже рассказывали, в Польше начался выпуск новой модели Volkswagen Crafter, созданной уже без кооперации с Мерседесом. Она будет в том числе полноприводной, причем c поперечным расположением двигателя. А поскольку российский Сбербанк уже закупал для инкассации полноприводные фургоны Ford Transit и VW Transporter, а также обычные Крафтеры прежнего поколения, можно предположить, что Crafter 4x4 будет не только предлагаться у нас, но и пользоваться спросом. Даже несмотря на цену — которая наверняка окажется немаленькой.

Шесть на шесть

В АР №7, 2013 рассказывалось про экзотический внедорожник Mercedes G 63 AMG с колесной формулой 6х6. Существует и аналогичный Sprinter: его предлагает то же ателье Oberaigner, что поставляет компоненты для заводского Спринтера 4х4.

Поскольку после добавления третьей оси машина становится ощутимо тяжелее (снаряженная масса около 3 т, грузоподъемность — до 4 т), сюда устанавливаются самый мощный в гамме 190-сильный турбодизель V6 и коробка-автомат.

Пожарный Sprinter 6x6 с надстройкой австрийской компании Rosenbauer

Хотя переделка обходится в 48 тысяч евро, и на такие версии находятся покупатели. Это путешественники, для которых предлагаются дачи на колесах (домик австрийского ателье Bocklet стоит вместе с шасси 255 тысяч евро), банки (на выставке IAA-2014 демонстрировался трехосный броневик) и пожарные. Надстройку для пожарных версий делает австрийское ателье Rosenbauer, и служат такие машины тоже в горной Австрии: экземпляр на снимке — в местечке Штайнбрух, еще один автомобиль — в Шамберге.

Рекомендованные статьи