Метробусы: рассказываем о системе BRT в Латинской Америке
В крупных городах всего мира проблема развития общественного транспорта становится все острее. Обычного не хватает, линии метро или трамваев строить долго, а главное, дорого. Но существует и альтернативный вариант, который объединяет в себе работу автобусов и метро. Называется такая система BRT (Bus Rapid Transit, «скоростная автобусная перевозка»). Она реализована во многих мегаполисах совершенно разных стран, от США до Турции. Но наибольшее развитие BRT получила в Латинской Америке, где, собственно, и родилась.
Особенности системы BRT: выделенные полосы, остановки по центру трасс, специальные перроны и обилие дверей — все для ускорения перевозок
Более того, известны время и место возникновения идеи, выросшей в современные скоростные автобусные системы, а также ее автор. Она пришла в голову мэру бразильского города Куритиба Жайме Лернеру в начале 1980-х. Там остро не хватало транспорта и денег. Он первым сообразил взглянуть на ситуацию шире: автобусы нужно «вписать» в условия города. В частности, Лернер догадался выделить специальные полосы для сверхбольших автобусов, а также обеспечить их преимущество в движении. Именно эти особенности использует система BRT до сих пор. Но, разумеется, она включает еще много сопутствующих факторов, ускоряющих пассажиропоток, — например, специальные посадочные станции.
За нестандартный заказ взялось уже тогда крупнейшее в Бразилии автобусное ателье Marcopolo (то самое, по лицензии которого наш КАМАЗ собирает модель Bravis). В 1982 году на улицы Куритибы вышла первая трехсекционная «гармошка» Torino Biarticulado. Построена она была на среднемоторном шасси Volvo B58E и производилась до 1997 года. Гигантский автобус вмещал до 220 человек, при том что его десятилитровый дизель выдавал смешные по нынешним меркам 185 л.с.
Первые автобусы Marcopolo для Куритибы были еще обычными высокопольными — похожими на Икарусы, только с двумя «хвостами»
С тех пор система BRT активно развивается, а наиболее продвинутый ее вариант организован в Бразилии. Следом идут Колумбия и Аргентина. Все они используют похожие автобусы нескольких производителей. Иногда на линиях встречаются и обычные автобусы, но большинство специально разработано для работы в рамках BRT. Меньшая часть — 23-метровые «гармошки», бóльшая — трехсекционные гиганты.
В основном используются шасси трех мировых марок: Mercedes, Scania и Volvo. По агрегатам и компоновке они не сильно отличаются от привычных нам автобусов. Двигатели — самые современные, включая газовые, гибридные и даже «спиртовые» (особенность Бразилии); коробки передач — только автоматические.
Современная газовая версия автобуса BRT на шасси Scania по имени Busscar Urbanuss Pluss. Двери подняты как раз до уровня перрона
А вот разнообразные кузова на них устанавливают сразу шесть местных фирм: Busscar, Caio, Comil, Marcopolo, Mascarello и Neobus. Различаются автобусы только формой да количеством и расположением дверей. Параметры самых габаритных из них следующие: длина до 28 метров, общая масса — 43,5 тонны, вместимость до 270 пассажиров.
Самым стремительным обликом обладает трехзвенный Neobus Mega. На его борту наглядно объясняется, что один такой автобус перевозит столько же пассажиров, сколько 68 легковушек
В нашей стране, увы, пока нет даже намека на появление подобных автобусов и системы в целом. А жалким подобием вынуждены служить лишь появившиеся в крупных городах выделенные полосы для общественного транспорта.