Как вам дизайн новейшего Урала для сельского хозяйства, показанного на московской выставке Золотая осень?
Федор ЛАПШИН
В начале Великой Отечественной войны, когда танков не хватало, одесские умельцы обшивали стальными листами обычные тракторы и иногда приделывали к ним бутафорские пушки. Говорят, при виде грохочущих монстров фашисты бежали из окопов, и бронетракторы получили прозвище «НИ-1» — «На испуг». А как вам дизайн новейшего Урала для сельского хозяйства, показанного на московской выставке Золотая осень?
Сначала — официальная пресс-информация. «Перспективный продукт создан в соответствии с заказом Министерства сельского хозяйства РФ и пожеланиями работников агропромышленного комплекса страны. Особенности и преимущества:
— равномерное распределение полной массы по осям, возможность эксплуатации в связке с сельхозмашинами при уборке сельскохозяйственных культур;
— значения удельного давления на грунт сопоставимы с колесными тракторами: среднее давление колес на почву, 0,15 МПа при движении со скоростью 25 км/ч, позволяет сохранить плодородный слой;
— возможность работы на влажных грунтах;
— возможность установки взвешивающего устройства (с монитором и распечатывающим устройством) для учета массы груза;
— наличие системы спутниковой навигации ГЛОНАСС».
Перед нами — современный аналог советского самосвала КАЗ-4540 Колхида! Даже характеристики очень схожи: колесная формула 4х4, объем кузова с трехсторонней разгрузкой — около семи кубометров, полная масса — 12 т, мотор — ЯМЗ (на Колхиде стоял 155-сильный агрегат V6, в основе которого лежал камазовский двигатель, на Урале — перспективная рядная «четверка» ЯМЗ-534 мощностью 190 л.с.). И очень маленький топливный бак: у Колхиды он вмещал всего 125 л солярки, у Урала, похоже, столько же.
В советские времена водители ехидничали: «Страшнее тигра или рыси автомобиль из Кутаиси». Нет, братцы. Страшнее нового Урала грузовика нет! Самое обидное, что на дизайнерском рисунке машина выглядит даже привлекательно. А в реальности... Зачем на шасси с широкопрофильными шинами водрузили кабину от «газона», а к ней прикрепили совершенно не нужный (двигатель стоит гораздо дальше и ниже) фальшкапот и безвкусную блестящую решетку? Почему нижний пояс выполнен так ужасно и покрашен пачкающейся «серебрянкой»? Да и в целом грузовик производит впечатление кустарно сделанного макета — каковым, собственно, и является.
Достаточно заглянуть под днище, где глушитель не подсоединен к двигателю. Ну да, строили в спешке... И почему радиатор расположен так низко? Ведь он же забьется травой, пылью и грязью!
Из расчетов в брошюре Минсельхоза РФ, издание которой приурочено к дебюту самосвала, следует, что производительность новинки должна быть в два с лишним раза больше, нежели у трактора МТЗ-82 Беларус с прицепом, а для выполнения одной и той же работы вместо 19 тракторов потребуется лишь восемь новых Уралов. Обещанный расход топлива — 19 л/100 км (для дизельной Колхиды был установлен норматив 28 л/100 км), цена самосвала, указанная в той же брошюре, — 1 млн 200 тысяч рублей. Правда, новенький Беларус в два с лишним раза дешевле, а на прицеп для него даже тратиться не надо: на сельских машинно-тракторных станциях их полно.
Что выйдет из этого проекта — неясно. Но если завод надеется на продвижение новинки, без привлечения сторонних дизайнеров (а возможно, и конструкторов) не обойтись. Потому что пока этим бронетрактором... То есть Урал-трактором...Впору только пугать потенциальных покупателей.
Паспортные данные | |
Модель |
Урал-432091 |
Грузоподъемность, кг | 5000/6000* |
Снаряженная масса, кг | 6700 |
Объем платформы (с надставными бортами), м³ | 6—8 (12—15) |
Допустимая полная масса, кг | 12000/13000* |
Двигатель | ЯМЗ-534 |
Максимальная мощность, л.с./об/мин | 190/2300 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 710/1200—1600 |
Сцепление | Sachs |
Коробка передач | ZF 6S800TO, 6-ступенчатая |
Минимальная скорость, км/ч | 3—4 |
Максимальная скорость, км/ч | 77—92* |
* На дорогах с твердым покрытием |