Не только самосвалы: что можно увидеть на дне открытых дверей БелАЗа?
Дни открытых дверей устраивают многие предприятия и организации. Но на Белорусском автомобильном заводе такой день стоит особняком в этом ряду. Поскольку размеры как машин, так и самого завода — особые. Мы побывали в Жодине.
Каждый год в конце сентября в белорусском городе Жодино в 40 км от Минска проходит уникальное мероприятие. Не бывает на постсоветском пространстве выставок, где можно было бы увидеть столько образцов карьерной техники одновременно. Речь о дне открытых дверей БелАЗа.
Посещаемости в день открытых дверей БелАЗа позавидуют организаторы любой выставки
Выглядит это примерно так: в 11:00 открываются ворота, и на территорию завода устремляется примерно половина населения немаленького города Жодино. Идут целыми семьями, с детьми. Но на фоне огромных машин и взрослые выглядят как лилипуты. Шутка ли: под 450-тонником можно прогуливаться не пригибаясь. Техники на площадке много, однако сегодня мы обратим внимание на малоизвестные модификации гигантов БелАЗа — и это совсем не самосвалы.
Новейший аэродромный тягач БелАЗ-74270
Вот, например, новейший аэродромный тягач последнего, уже третьего поколения. Он может буксировать самолеты массой до 600 тонн, такие как Boeing 747, и Airbus A-380, или тяжелые транспортные самолеты Ан-124 Руслан, Ан-225 Мрия, С-5 Galaxy. Сердцем служит двигатель Deutz TCD 2015 мощностью 450 л.с. с электронной системой управления и диагностики.
Пока представлена версия без задней кабины, но новый вариант с кабинами с двух сторон уже в разработке
Карьерные самосвалы в местах своей эксплуатации тоже иногда ломаются. Поэтому и им нужны обслуживающие спецмашины соответствующих размеров. К примеру, специальные эвакуаторы.
Царь-эвакуатор БелАЗ-74131
«Средний» эвакуатор БелАЗ-74131 создан на базе 130-тонного самосвала. На нем установлен дизельный двигатель Cummins KTA50-C мощностью 1600 л.с. Навесное буксировочное оборудование состоит из неподвижного кронштейна с направляющими, по которым при помощи двух гидроцилиндров перемещается подвижный кронштейн с одним нижним захватом.
Конкретно эта модель создана на базе 130-тонника, но она не самая большая в гамме. Существует еще эвакуатор, который строят на базе самосвала с грузоподъемностью 220 т
Поливооросительные машины в карьерах используются для борьбы с пылью на технологических дорогах, которую в сухую погоду поднимают в воздух самосвалы. Когда такая поливалка едет по карьеру, издалека она похожа на дождевую тучу, поскольку распылительные форсунки расположены по бокам и сверху. А размер еще больше способствует этому ощущению.
Еще один тип белазовского спецтранспорта для металлургии — это шлаковоз. Предназначены такие машины для транспортировки жидкого шлака в ковшах на металлургических предприятиях. В зависимости от модификации грузоподъемность варьируется в диапазоне 60—80 тонн.
Интересно, что, помимо карьерных гигантов, БелАЗ выпускает еще и прицепы для легковушек. Причем «побочное» производство всячески развивают.
Помимо огромных карьерных самосвалов, БелАЗ производит большую гамму прицепов к легковым автомобилям
В день открытых дверей нам удалось пройтись и по некоторым заводским цехам. В принципе, здесь все как на обычном автозаводе, только огромных размеров. БелАЗ — единственное предприятие в мире, где самосвалы с грузоподъемностью более сотни тонн собираются конвейерным способом.
Белорусский автозавод сейчас на подъеме. Главное направление — повышение доли российских комплектующих, в первую очередь электротрансмиссий, которые прежде закупались у иностранных поставщиков. А в будущем году БелАЗ отметит свое 70-летие. К юбилею готовят ряд интересных новинок: полностью электрический карьерный самосвал, новый аэродромный тягач и другие машины. Так что и следующий день открытых дверей БелАЗа непременно стоит посетить.