Олимпстрой: возим щебенку под Сочи на самосвалах Renault

Фото: Федор Лапшин

«Ты едешь в Сочи, чтобы водить самосвалы?» — удивлялись знакомые, которым я рассказывал о предстоящей командировке. Именно так! Еще несколько лет назад, перед Олимпиадой, город представлял собой гигантскую стройку, а сейчас компания Renault Trucks пригнала свои модели в местный карьер — и вот что они умеют.

На побережье курортная жизнь, а здесь, посреди гор, — экскаваторы, щебенка и каменная пыль. Карьеры во всех странах похожи, и недавно в одном из них, под испанской Малагой, свои новинки показывал голландский DAF. Однако самосвальная гамма дафовцев пока невелика, и у нас они лишь пробуют себя в этом сегменте.

Зато современные «строители» Renault хорошо известны в Европе, а теперь обосновываются и у нас: в московском потоке нет-нет да и промелькнет такой самосвал с его необычной внешностью.

Компания Renault Trucks (она входит в концерн Volvo) только второй год как вернулась в Россию после долгого перерыва, но ее представители выполнили обещание — вывели на рынок гамму самосвалов, адаптированных к нашим условиям. Тут и традиционные машины 6х4 и 8х4, и вездеход 6х6 (все — с польскими кузовами Wielton), и даже невиданный доселе углевоз, о котором расскажем позже.

В интерьерах кабин — традиционные для французов цифровой спидометр (дисплей русифицирован и хорошо читается) и обилие всякой всячины справа под рулем.

Французская экзотика — цифровой спидометр

Там управление коробкой-«роботом», тоненький рычажок моторного тормоза и еще блок ­аудиосистемы, причем все это — с обилием кнопочек и крутилок. Хочешь, скажем, сбросить показания расхода топлива на ноль, вертишь и нажимаешь на ощупь ребристое колесико внизу — ан нет, не попал, оно отвечает за аудио! Оказывается, нужно такое же, только слегка в другом месте. И колечко «робота» непривычное: поскольку оно не фиксируется, то его, чтобы перевести коробку в «драйв», надо крутануть на себя, а затем отпустить.

Управление «роботом» выведено на второй сверху подрулевой рычажок

Еще нужно привыкнуть к электронному ручнику в виде пластины, который по конструкции (но не по исполнению) унифицирован с Volvo. У машин с «роботом» снятие с него происходит автоматически при трогании, с «механикой» — надо нажать на пластину вручную. Кстати, рычаг «механики» внушительный и не очень удобный, а переключение немного резиновое, хотя, на мой взгляд, более четкое, нежели у Скании.

У машин с «механикой» — массивный рычаг

Но в остальном без экзотики: обзорность отличная, с эргономикой в целом все в порядке, в кабине тихо, а 440-сильный двигатель (видимо, он будет стандартным для российских самосвалов) уверенно тянет в гору. Моторный тормоз и вовсе могуч: даже его первой ступени с лихвой хватает, чтобы, не прикасаясь к тормозной педали, сбавить ход груженой машины 6х4 на спуске, а для 8х4 в этих же условиях достаточно двух ступеней из трех возможных. Неудивительно: двигатель DXi 13, который стоит здесь, по сути, Volvo D13, только с иными настройками, и моторный тормоз — давно знакомый вольвовский VEB.

Основа самосвальной гаммы — машины серии К с колесными формулами 6х4 и 8х4

Соответственно, «робот» Optidriver, несмотря на другие управление и опять же настройки, не что иное, как вольвовский I-Shift. Мне очень понравилась функция Offroad — такая есть и у конкурентов, но только здесь она включается отдельной кнопкой на консоли. Этот режим актуален на подъемах: «робот» и без того позволяет взобраться наверх в автоматическом режиме — однако перещелкивает ступени вплоть до седьмой, пытаясь подобрать лучшую. А если нажать Offroad, можно выползти наверх без лишних переключений.

Крутилкой включаются блокировки дифференциалов, кнопками — режим Offroad в коробке передач и «ручной газ»

Рядом с этой клавишей — другая, «ручной газ»: если надо неторопливо ехать по ухабам, то, чтобы нога не прыгала на педали газа, достаточно нажать кнопку, и машина тихонько поедет сама, держа 900 об/мин. По соседству — круговой выключатель блокировок дифференциалов: они активируются поворотом ручки один за другим, чтобы не ошибиться.

Здесь есть полноценный климат-контроль

В целом я бы сказал, что эти самосвалы «ненапряжные»: их нетрудно водить. Да и забота о водителях даже в деталях радует: скажем, боковые противосолнечные шторки смонтированы прямо на дверях — и можно выйти из кабины, не поднимая шторку. А для зимы предлагается богатый набор автономок: воздушная на 2 кВт («в базе»), аналог на 4 кВт, жидкостная на 9 кВт или даже их сочетание.

Только один момент омрачает увиденное — и дело вовсе не в технике. Когда я общался с инструктором, тот вздохнул: «У многих водителей образование «три класса», их сажают за руль дорогой техники, а они ее не берегут. В итоге строительным компаниям проще купить вместо нового европейского самосвала два—три подешевле, которые не так жалко...»

Сам по себе трехосный Renault K 440 6х4, судя по объявлениям в интернете, стоит у нас на уровне таких конкурентов, как MAN, — примерно 9,6 млн рублей (около 130 тысяч евро). Однако до пятого июля за 6х4 вне зависимости от количества машин и марки кузова просят всего 8,5 млн, за 6х6 — около десяти, при этом сервисный контракт продляется с двух лет до трех.

Что касается короля гаммы, углевоза К 480 8х4, то его, судя по интернет-объявлениям, предлагают, скажем, в Новосибирске за 10,6 млн рублей (145 тысяч евро). Но у той машины — немецкий кузов Meiller объемом 25,5 м³. А у показанного в Сочи варианта — уже российская Бецема аж на 32 куба с днищем из восьмимиллиметровой стали Hardox.

Но пока это не прямой конкурент новому сканиевскому углевозу Scania Odin: у того грузоподъемность задней тележки — 32 т только по паспорту (наяву под сорок), толщина лонжеронов — 9,5 мм плюс усилитель и спереди аж по пять рессорных листов. А у модели Renault-Бецема — обычная 32-тонная тележка, восьмимиллиметровые лонжероны (тоже с усилителем) и в передних рессорах три листа. Да и удаленных мини-станций сервиса, благодаря которым Scania держит лидерство на нашем рынке карьерников, у реношников пока нет.

Зато они прорабатывают вариант лизинга с сезонными платежами — чтобы в то время, когда мало или нет работы, клиенты могли платить меньше. А на предстоящей выставке Комтранс обещают показать вариант 8х8 — такие популярны, скажем, на северах.

В любом случае французские самосвалы понемногу появляются на нашем рынке — хотя общее падение продаж заставило сыграть на понижение. Если изначально в нынешнем году предполагалось продать в общей сложности 1250 грузовиков этой марки, то за пять месяцев, по данным агентства Автостат, реализовано лишь 308 машин против 419 за тот же период 2018-го. Но сейчас в России нелегко всем компаниям «большой семерки»... 

Турмалин на трассе

Вслед за прошлогодней российской спецсерией тягача Renault T-High, которая называлась Голеадор и была посвящена чемпионату мира по футболу, появилась новая — Турмалин (это кристалл красного цвета). По комплектации Турмалин схож с Голеадором: 480-сильный двигатель, «робот», два бака почти на полторы тысячи литров солярки (900 л + 570 л), в высокой кабине с ровным полом — холодильник и прочие прелести жизни. Цена — ­92—95 тысяч евро в зависимости от набора опций.

Рекомендованные статьи