Максим Чернявский проехал около 2000 километров по дорогам Западной Сибири

Фото: Максим Чернявский

Здоровенный красавец канюк пронесся на бреющем полете над трассой, ничуть не боясь машин... Где это? В Западной Сибири, по которой я проехал около 2000 километров! А Чумляк и Чулым — небольшие реки под Челябинском и Новосибирском, городами, где начался и закончился маршрут.

В Западную Сибирь я отправился с определенной целью: представители компании Volvo Trucks попросили меня сфотографировать для архива компании какой-нибудь встретившийся старый грузовик марки Volvo. Ведь, помнится, десять лет назад в Красноярске работал «техничкой» раритетный Volvo F613 1976 года, а под Нижним Новгородом отыскалась пара капотных Volvo шестидесятых годов… Наверняка и в Западной Сибири должно встретиться если не что-то аналогичное, то хотя бы старые тягачи Volvo F, прозванные «кепочками» за характерную форму солнцезащитного козырька!

«С транспортом тебе помогут: наши представители будут перевозить тебя из города в город на служебных легковушках», — пообещали мне в компании Volvo Trucks. И я полетел в Челябинск, где до этого еще не был.

Полноприводный ГАЗ-63 на обочине трассы Челябинск—Курган: жаль, в виде рекламы, а не памятника

Естественно, самые яркие воспоминания местных жителей — от недавнего падения метеорита. Говорят, тряхнуло так, что в новых домах из-под плинтусов вылетела цементная пыль!

А слышали шутки, которые начинаются с фразы: «Челябинцы настолько суровы…»? Так вот, челябинцы настолько суровы, что ездят в McDonalds и кино на танках. Действительно, прямо на тротуаре около местного развлекательного комплекса «припаркован» списанный танк Т-62 — и не скажешь, что это памятник. Впечатление производит сильное, равно как и реклама «вооруженного сопровождения автотранспорта по Челябинску». Здесь по-прежнему промышляют бандиты?

На танке — в кино и Макдоналдс? В Челябинске есть и такое!

Из Челябинска в Курган ведет обычная двухполоска, кое-где разбитая. Грузовой поток на ней оживленный и весьма разнообразный: каких только номеров здесь не увидишь! От Адыгеи до Ямало-Ненецкого округа, казахские, киргизские, украинские, белорусские, польские. А на стоянке у кафе встретилась даже пара турецких ДАФов.

Кстати, о кафе. Их здесь много, все вполне современные, недорогие, а комплекс Зауральский тракт сделал бы честь любой европейской трассе: пожалуй, его вполне можно сравнить со знаменитым польским комплексом Port 2000! Интерьеры, где по стенам развешены фотографии дальнобойщиков со всей страны, не уступают ресторанным, а рядом — не менее гигантский техцентр, где делают даже «капиталку» двигателей. Еще вдоль дороги много мотелей, все с необычными именами: Белый аист, Берлога, Совушка.

Назад в СССР: в колхозе Рассвет — база отдыха Политотдел
В этом чуде-юде трудно узнать ГАЗ-67Б военных лет! Машина стоит возле кафе — как экспонат
«Автомасла», и здесь же — «беляшики у Оксаны». Так на чем их жарит Оксана?..
0 / 0

Обогнув Курган (около которого, увы, не встретилось ни одного тягача уже несуществующего местного завода Русич—КЗКТ), уходим на Тюмень. И попадаем в другую реальность: почти исчезает транспорт, лишь периодически встречаются дорожники, занятые любимым у нас ямочным ремонтом. Впереди ползет трактор с бочкой гудрона, следом работник невозмутимо заливает гудроном из шланга ямки, другой работяга, с ведром, широким жестом сеятеля бросает в гудроновую лужицу асфальт… Сколько он продержится там? До следующего лета или меньше?

Вокруг — сибирские красоты, любоваться которыми лучше издали, не заходя в лес. Клещей, по наблюдениям местных жителей, становится больше год от года, и другая живность в изобилии: стаи уток, зайцы, прыгающие по полям, невероятное количество непуганых ястребов.

А вот в местном «грузовом» мире разнообразия уже нет. На трассе стало гораздо меньше «американцев» (а ведь в 2004 году Федор Лапшин испытывал подержанные американские тягачи как раз под Тюменью!), почти не видно «японцев». За исключением отдельных полноприводных КАМАЗов да Уралов-капотников, прочий грузовой транспорт — как в европейской части страны.

Старые европейские Volvo за всю дорогу так и не встретились. Зато современных — полно: эти везут части разобранного экскаватора

К вечеру въезжаем в Тюмень — помесь XIX века с нефтяной роскошью. В центре — восстановленные классические церкви и особняки, много деревянных домов, а на берегу Туры в прошлом году открыли красивейшую набережную в сочинском стиле, причем с бесплатным Wi-Fi. Вот только весной случился необычайно высокий разлив, нижний ярус набережной при мне был полностью залит — и тюменцы гадали, не уплыл ли он вниз по течению.

А еще Тюмень — «автобусный музей под открытым небом» (каковым, впрочем, город был и десять лет назад): здесь полно древних разномастных МАНов и Мерседесов. Наверняка, когда их продавали подержанными в Европе, считалось, что эти автобусы уже отходили свое, а они все бегают и возят пассажиров. Впрочем, в городе уже есть и новые отечественные автобусы, включая встреченный алый НефАЗ с наклейкой Ferrari на месте эмблемы.

Тюнинг по-омски: на американских Volvo — фары от Лады Приоры!

После Тюмени трасса становится не шире, но лучше, и на ней — невиданное новшество: заделанные ямки тщательно пронумерованы белой краской (их видно на снимке на соседней странице). Для строгой отчетности!

В стороне остается 40-тысячный городок Ялуторовск (в нем отбывали ссылку декабристы, среди которых были Пущин и Муравьев-Апостол), вокруг — необъятные поля. Так и просится избитая фраза: «Западная Сибирь — житница России»: Тюменская область полностью обеспечивает себя сельхозпродуктами.

Голодным водитель не останется, даже если поблизости нет кафе

Проезжаем еще одно знакомое название — Абатское. Его упоминал Чехов в очерках о путешествии по Сибири: мол, по тракту мало деревень, лишь крупные села верстах в сорока друг от друга. Это объяснялось тем, что деревеньки жались не к дороге, как в европейской части, а к железнодорожному Транссибу. Так это и поныне. Еще Чехов упоминал вкусный сибирский хлеб и полное отсутствие воровства...

Жаль, что с нами не ехали шведские представители Volvo: то-то бы они удивились, увидев, что придорожные магазины, мотели и даже коровники вдоль трассы окрашены в сине-желтые цвета шведского флага, как мебельные магазины IKEA. Еще бы европейцев наверняка поразила реклама на въезде в Омск: «Удаляем EGR и сажевые фильтры на раз, два, три». Сибирские умельцы-«хирурги» готовы удалить все что угодно, лишь бы тягачи «переваривали» нашу солярку!

Ужасы Новосибирска: почему ресторан назвали «Харакири» и при чем тут запчасти?
«Мазик» на маленькой «реношке»: и ведь уместился!
0 / 0

Сами дороги в Омской области явно хуже, нежели в Тюменской, и обочины завалены мусором. Но километров за сорок до Омска трасса расширяется, появляются новый асфальт, разметка и весовой контроль с орфографической ошибкой на табличке: «The weith control». (По-английски «вес» — это «weight»).

По пути, на стоянке — ряд бензовозов с американскими носатыми тягачами Volvo. А почему их «выражение лица» не совсем обычное? Оказывается, фары здесь — от вазовской Приоры! Такой переделкой занимается местный кооператив, поскольку «родные» фары дорогие и ждать их доставки надо чуть ли не полгода. Сами бензовозчики жалуются: на дальнобойном рынке работу отбирают «западные» (то есть перевозчики из западной части страны), а крупные фирмы, как и во всем мире, «душат» частников.

«Евро нано-мойке» требуются «евронаномойщики»
Армейский MAN с экспедиционым кунгом — и транзитными номерами. Купили для охоты?
0 / 0

Из удивительного в самом Омске — двухъярусный авто- и метромост через Иртыш, который открыли еще в 2005 году, однако метро по нему до сих пор не ходит.

С утра через Черлакский тракт уходим на Новосибирск. «Грузовой» поток на местной трассе крайне пестрый: от древних «зилков» до новеньких «китайцев».

Тюмень — «автобусный музей на колесах». Сколько лет этому Мерседесу?
Барельеф ко Дню Победы в Тюмени. Как вам такая Родина-мать с волосами горгоны Медузы, убивающая Фашизм? А у солдат справа — 21 голова и 32 ноги...
0 / 0

В самом Новосибе, как зовут его местные жители, — пробки не хуже столичных! Отсюда удалось сгонять в соседнюю Кемеровскую область: из любопытного вдоль дороги — мусорные контейнеры с надписями «Для вас, водители» и крупнейшее в этих местах придорожное кафе с милой табличкой: «Туалет через дорогу». В самом туалете почему-то еще и торгуют игрушками, а вход через турникет, куда надо опустить купленный тут же жетон — юбилейную десятирублевую монету. Каких только диковин у нас не встретишь.

И только того, ради чего я и отправился в поездку, старых грузовиков Volvo из Европы, я так и не увидел. «Грузовой» транспорт Сибири становится все менее экзотичным!

На сибирских дорогах пару раз встретились новые китайские тягачи Hovo A7 с кабинами от Volvo FH

Зато напоследок сфотографировал в Кемерове, в Музее горняцкого дела, старый 30-тонный БелАЗ по прозвищу Малыш: он отработал в Кузбассе семь лет начиная с октября 1996-го и прошел за это время 423 тысячи километров. То есть годовой пробег Малыша — больше 60 тысяч километров.

А рядом с БелАЗом — указатели с расстояниями: до Амстердама отсюда — 6041 км, а до Сан-Франциско через Владивосток — все 14345 км. Широка страна моя родная…

БелАЗ-7522 по прозвищу Малыш стоит в кемеровском Музее горняцкого дела
В этом посту уже точно нет «ни гвоздя, ни жезла»
0 / 0

Рекомендованные статьи