Ежегодная выставка Мир автобусов: самые интересные экспонаты
В Коломну я поехал из Москвы на рейсовом автобусе Setra, принадлежащем самой автоколонне №1417. Билет недешев, 230 рублей, зато обслуживание — как в Европе. Пассажиров встречает надпись: «Для вашей безопасности пристегнитесь». А в кармашках кресел лежат не только инструкции по безопасности, но и меню, в котором аж 43 пункта: стюардесса приносит еду и питье, рассчитывается... За всю дорогу она почти не присаживалась!
Теперь — о самой выставке. Жаль, но ведущий отечественный производитель, Русские автобусы, участвовал в ней лишь формально: на площадке стоял одинокий ЛиАЗ с двигателем MAN EEV, уже показанный в прошлом году. Впрочем, китайский автобус (совместные модели не в счет) тоже был только один, а украинских моделей не было вовсе.
Главным дебютантом должен был стать двухэтажный городской Viseon (эта немецкая фирма отпочковалась от бывшего Неоплана, который ныне принадлежит концерну MAN), но из-за проблем на таможне он так и не появился. Зато прибыл его младший брат, одноэтажный Viseon С10 — десятиметровый «турист» на шасси MAN. По отделке он стремится к самому Неоплану, но пока не дотягивает до него: видны небольшие огрехи в салоне. Машина будет продаваться у нас через торговую сеть MAN, поскольку у самого МАНа нет коротких лайнеров такого класса. Заявленная цена — 320 тысяч евро.
Но это пустяки по сравнению с 15 млн рублей, которые стоит лайнер Setra S411 VIP-класса — и не новый, а 2003 года выпуска (правда, с пробегом всего 5000 км)! Но он... шестиместный. Сверхширокие кресла с электрорегулировками (удивительно, что без массажера) обшиты алькантарой. В корме — салон с диваном, отделанный ценным деревом, кухня, туалет и даже душ. В салоне есть даже хрусталь. Оказывается, переделкой салона целый год занималась фирма Русаэро, которая специализируется на частных самолетах.
А самым дорогим городским автобусом выставки оказался голландско-башкирский VDL-НефАЗ 52998, впервые показанный еще в 2009 году. За 15-метровую машину с двигателем DAF, рассчитанную на 140 пассажиров, завод просит 8 млн 693 тысячи рублей. Но салон очень просторный, и качество — комар носа не подточит, тем более что комплектующие импортные.
На импортной базе построен и новый МАЗ-231: двигатель — Mercedes Euro 5, коробка передач — механическая ZF, в салоне — 51 немецкое сиденье Voegel. Минчане уверяют, что автобус может быть и пригородным, и междугородным, но «межгород» должен быть недалеким: у пассажиров маловато пространства для ног. И над качеством надо бы поработать: кузовные детали местами не совпадают... Цена — 5 млн рублей.
А вот сколько у нас может стоить польский Solaris Urbino 12 с гибридным приводом, не знают даже представители фирмы. Впрочем, 70 таких автобусов уже купили транспортники самой Польши, Германии, Франции и даже Норвегии. Одновременно был показан уже дизельный Solaris Interurbino: его можно назвать «мечтой ФСБ». Видеокамеры (за которые, разумеется, надо доплачивать) стоят не только на потолке, но и встроены в каждый поручень. Изображения записываются и хранятся на жестком диске: осталось оснастить автобус дактилоскопическими сканерами, установить рентген в багажном отсеке — и прощай, терроризм на транспорте!
Городской Олимп вологодского объединения Транс-Альфа (оно выпускает троллейбусы, но занялось и автобусами) уже демонстрировался в Москве в 2008 году, но тогда качество салона было ужасным. На выставке был показан экземпляр №73 (мотор — китайский Cummins, коробка передач — «автомат» Voith), и его качество уже вполне нормальное, хотя пластик в салоне грубоват, зазоры местами неровные и задний «подиум» по-прежнему гигантский. Но цена по сравнению с вариантом 2008 года увеличилась почти в два раза — с 2,5 до 4,6 млн рублей!
Другой «малотиражный» автобус, BAW Street из Ульяновска на китайском шасси, впервые был показан в Коломне в прошлом году, а на выставку прибыл экземпляр №37 — модернизированный и улучшенный. Цена по сравнению с прошлым годом слегка подскочила — до 1 млн 250 тысяч рублей.
Среди маршруток на базе европейских моделей выделялись две машины Mercedes Sprinter с необычными дверями. У одной вместо сдвижной двери салона — две раздвижные створки, у другой пассажирская распашная дверь всего одна, спереди, но с электроприводом. Оказывается, и то и другое — инициатива самих коломенцев.
«За пять тысяч километров пробега сдвижную дверь приходится чинить по три-четыре раза, — комментируют инженеры. — Вот мы и решили перейти на автоматику». Сама раздвижная дверь — турецкого производства, стоит 150 тысяч рублей, и за три месяца эксплуатации в Воскресенске претензий к ней не возникло. Вторая машина, помимо автоматики открывания двери, оснащена табло над лобовым стеклом и видеокамерами в салоне. А по каждому борту лишь один ряд сидений, чтобы было просторнее.
ГАЗ вместе с ателье Луидор привез Газель-322132, рассчитанную не на 13, как обычно, а на 15 сидящих пассажиров — с высокой стеклопластиковой крышей и тонированными стеклами. Стоять здесь одно удовольствие, поскольку высота салона — 1900 мм. А вот сидеть, несмотря на новые сиденья, по-прежнему неудобно — особенно над задними колесными арками. Цена такой Газели — 624 тысячи рублей.
А приз «Самая удобная маршрутка выставки» я бы присвоил турецкой модели Karsan J10 (ее длина — чуть больше шести метров). Дверь салона раздвижная, салон просторный, с хорошим качеством отделки. Вместимость в зависимости от исполнения — от 14 до 20 пассажиров.
Изначально эта модель представляла собой лицензионную копию старого французского Peugeot J9, а теперь ее основательно модернизировали, установив турбодизель IVECO Euro 4. Правда, пока Karsan в России не продается, но в самой Турции он стоит на наши деньги около миллиона рублей. Значит, у нас будет ощутимо дороже...
Следующий салон Мир автобусов пройдет в Коломне с 25 по 27 апреля 2012 года.