Послезавтра — Евро-6: мы побывали на Ярославском моторном заводе

Фото: Федор Лапшин

Российские моторостроители начали готовиться к вступлению в силу экологических норм Евро-6: по прогнозам, это произойдет между 2020 и 2023 годами.

Но Ярославский моторный завод, входящий в Группу ГАЗ, собирается освоить выпуск таких двигателей еще раньше: судя по данным заводской презентации, в 2019 году до Евро-6 доведут рядные «четверки» и «шестерки» семейства ЯМЗ-530 и их газовые аналоги, а в 2020 году — перспективные тяжелые моторы ЯМЗ-770, о которых мы не слышали до сих пор.

Первым, еще в 2018 году, появится тяжелый рядный мотор ЯМЗ-780: он разрабатывается по заказу Министерства обороны и будет развивать до 750 «лошадей». Известно, что уже испытывается прототип второго поколения, и если все пойдет по плану, впереди — госприемка. А уже в 2020 году этот двигатель конвертируют в гражданский ЯМЗ-770.

Рабочий объем семейства 770/780 — 12,4 л, мощность в гражданском варианте — от 370 до 550 «лошадей», объем инвестиций — три миллиарда рублей. При этом создатели уверяют, что ЯМЗ-770/780 будут легче импортных аналогов.

 А пока наиболее современным моторами завода являются рядные «четверки» и «шестерки» серии ЯМЗ-530: они были разработаны при участии австрийской компании AVL, а выпуск начался в 2013 году, на новой площадке, где я и побывал. Инвестиции составили 11 млрд рублей, расчетный объем производства здесь до 50 тысяч моторов в год.

Завод удивляет невероятно чистым и светлым цехом — и малолюдностью: многие операции автоматизированы.

В цеху просторно и малолюдно
В цеху просторно и малолюдно
0 / 0

Новые модели в семействе ЯМЗ-530 — газовые, работающие исключительно на сжатом газе-метане (CNG): в создание этих моторов вложено 500 млн рублей, а главное их отличие от битопливных, газодизельных агрегатов в том, что при переводе на газ двигатели не потеряли ни одной лошадиной силы: «четверка» развивает до 170 л. с., «шестерка» — до 312. Производство таких моторов вскоре начнется, в плане нынешнего года — 500 экземпляров.

Газовый двигатель серии ЯМЗ-530 CNG 

Вначале моторы серии ЯМЗ-530 состояли почти исключительно из импортных компонентов, но степень локализации серии растет с каждым годом: в 2015 году — 68%, в 2016 — 75%, план на 2018 — уже 80%.

Так, ГАЗ освоил отливку блоков цилиндров (они поступали из Германии), в декабре нынешнего года там начнут делать и головки блоков. С КАМАЗа поступает коленвал (тоже был немецким). Распредвал производит соседний с ЯМЗ завод ЯЗДА, там же готовят к выпуску высокоточный топливный насос высокого давления: впервые в России он будет выдавать 2000 бар вместо обычных 1000—1500.

Импортные и локализованные компоненты трудно различить на глаз

Конечно, совсем без импорта не обойтись, но удалось локализовать даже турбокомпрессоры: раньше их делал немецкий Schwitzer, теперь — наша Турботехника. То же и с поршнями: их выпуск освоили в Костроме. При этом ярославцы уверяют, что наши компоненты по некоторым параметрам лучше импортных!

Основное внешнее отличие локализованных турбокомпрессоров и поршней — в эмблемах
Основное внешнее отличие локализованных турбокомпрессоров и поршней — в эмблемах
0 / 0

А еще в том же корпусе, где делают ЯМЗ-530, собирают двигатели Daimler OM 646 для малотоннажников Mercedes Sprinter газовского производства (их Группа ГАЗ выпускает по контракту). И эти моторы не просто собирают: для них в России делают три основные детали — головку блока, блок цилиндров и распредвал. Причем эти компоненты отправляются и в Германию, в качестве запчастей.

Эти двигатели и их детали предназначены для мерседесовских Спринтеров
Эти двигатели и их детали предназначены для мерседесовских Спринтеров
0 / 0

 А вот нынешняя гамма ярославских двигателей: один из самых суровых — агрегат V12 с индексом  ЯМЗ-84001 для тягачей-тяжеловесов КЗКТ: он развивает 650 «лошадей» и 2450 Нм (что немного для такого гиганта, зато должно обеспечивать отличный ресурс) и не отвечает никаким требованиям по экологии, поскольку является «специзделием» (как можно предположить, для армии).

На первом плане — ЯМЗ-84001 V12

По-прежнему хорошим спросом пользуются и V-образные агрегаты на базе заслуженных ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238: несмотря на возраст, их устанавливают на самую разную технику — но вот довести их до норм Евро-6 уже вряд ли удастся

Заслуженные ЯМЗ-238 и их наследники по-прежнему вовсю выпускаются

Всего же в нынешнем году ярославцы собираются произвести около 42 тысяч моторов, из которых 15,5 тысяч — семейства ЯМЗ-530, шесть тысяч — Daimler OM 646, две тысячи — ЯМЗ-650 (лицензионный Renault), остальное — V-образные моторы. Хорошо видно, что производство растет — во многом за счет отличного спроса на новые грузовики Газон Next с ярославскими моторами.

Тем временем ЯМЗ отмечает  столетие: в 1916 году он был основан российским предпринимателем Владимиром Лебедевым для сборки легковых машин и «санитарок» Crossley.

После революции здесь сперва ремонтировали автомобили, потом освоили выпуск собственной техники: делали грузовики и дизели к ним, артиллерийские тягачи, автобусы, троллейбусы... Но после того, как автомобильное производство в конце пятидесятых передали в Кременчуг, на КрАЗ, в Ярославле стали делать исключительно силовые агрегаты — двигатели и коробки передач.

Перед проходной стоит артилерийский тягач Я-12 образца 1943 года

Одной из наиболее ярких довоенных моделей стал двухэтажный троллейбус ЯТБ-3 (1938 г.)
Последняя грузовая модель завода, ЯАЗ-222, превратилась в КрАЗ: производство было передано в Кременчуг
0 / 0

Так что юбилей завод встречает в отличной форме, с большими планами...  И изрядной долей юмора: на территории завода, рядом с музеем, мы обнаружили избушку Бабы-Яги и пугало. Ни на одном европейском заводе такого точно не увидишь!

 

Рекомендованные статьи