Автопром «праворульной» Индии развивается такими темпами, будто нет никакого кризиса
Максим ЧЕРНЯВСКИЙ, Федор ЛАПШИН | Фото компаний-производителей и из архивов авторов
Автопром «праворульной» Индии развивается такими темпами, будто нет никакого кризиса: здесь реализуются сразу нескольких масштабных «грузовых» проектов, включая сборку КАМАЗов. Нищая страна, где умеют делать только чай и джинсы? Стремительно растущая автомобильная держава!
Mercedes и Tata
По только что построенному автополигону недалеко от индийского Ченная (бывший Мадрас) наматывает круги самосвал Mercedes Actros с надписью «On test», «на испытаниях». Конечно, размеры этого полигона несравнимы с Дмитровским, что под Москвой: длина внешнего скоростного кольца — всего полтора километра против четырнадцати.
Зачем мерседесовцам полигон в Индии? Затем, что в 2012 году в Ченнае будет открыт завод по производству грузовиков Mercedes: его создание обойдется в 700 миллионов евро, проектная мощность — 70 тысяч автомобилей в год!
История грузовиков Mercedes в Индии началась еще в 1954 году — с лицензионной сборки на заводе Tata. Но Tata уже не делает Мерседесы: с 2007 года сборка четырехосных самосвалов Actros понемногу идет на мерседесовском заводе в Пуне, а девятого марта нынешнего года Daimler продал свою долю в компании Tata, 5,34% акций — за 300 млн евро.
Mercedes Actros собираeтся в Индии с 2007 года. За два года сделано 500 машин | Так собирают самосвалы Actros... | ...а так выглядит новейший полигон |
Сама же Tata стала крупнейшим индийским производителем тяжелых грузовиков: в 2008 году фирма продала 62 тысячи экземпляров.
А на снимке вверху страницы — тягач-«сорокатонник» новейшей серии Tata Prima, разработанной совместно с подразделениями из Кореи (Tata Daewoo) и Великобритании (Tata Motors European Technical Centre). Дизайном кабины занималось итальянское ателье Bertone: правда, Prima получилась похожей на грузовики Scania и MAN одновременно...
Модель 4028S, что на снимке, стоит в переводе на привычные деньги около 34 тысячи евро, а с полуприцепом — 50 тысяч евро, но ее характеристики не впечатляют: двигатель Cummins ISBe развивает лишь 266 л.с., коробка передач ZF — девятиступенчатая.
Сборка грузовиков Mercedes в Индии началась в 1954 году на заводе Tata. Перед корпусом виден ряд шасси с капотами и оперением, но еще без кабин |
Пятидесятые годы: машинокомплекты отправляются в Индию. В девяти ящиках помещалось четыре грузовика |
Впрочем, уже появился «люксовый» вариант с высокой кабиной, пластиковыми обтекателями шасси и обозначением «4938S»: полная масса автопоезда 49 т, мощность двигателя — 380 л.с. А в перспективе на машины может устанавливаться даже автоматизированная КПП AS-Tronic.
При этом уже сегодня в серийную комплектацию входят кондиционер и система спутниковой навигации. Потрясающе.
KAMAZ Vectra
25 февраля нынешнего года открылось совместное предприятие KAMAZ Vectra: здесь будут делать «праворульные» КАМАЗы для Индии.
Фото ИТАР-ТАСС
Завод возник не на пустом месте: основой для него послужило другое СП, Tatra Vectra, где выпускаются чешские грузовики — бескапотная Tatra 815 и капотный Jamal (в Индии он называется Hemang). Чехи поставили немало грузовиков в индийскую армию — в том числе для российской установки залпового огня Смерч.
Камазовцы вовремя почувствовали новые веяния на рынке: в июне прошлого года, когда российский рынок грузовиков «лежал», они выкупили 51% чешско-индийского СП за 225 млн рупий (3,7 млн евро). По сообщению индийской прессы, инвестиции в создание сборочного завода составят 16 млн долларов (11,9 млн евро).
КАМАЗ и Vectra — братья навек? |
Уже в нынешнем году камазовцы планируют выпустить 1500 машин — в основном четырехосных самосвалов. Они наиболее востребованы в Индии (обратите внимание на самосвалы европейских марок, о которых рассказывается в этой же статье).
В следующем году начнется сборка трехосных самосвалов КАМАЗ-6520 и тягачей КАМАЗ-6540, а в 2013 году завод, по словам индийских представителей, должен выпустить 7500 автомобилей. Правда, сами камазовцы более осторожны в оценках и называют другую проектную мощность — 5000 грузовиков в год.
Уже сейчас в индийских КАМАЗах 12% деталей местного производства: это шины, аккумуляторы, светотехника, резинотехнические изделия, детали интерьера. Вскоре начнется сборка двигателей и коробок передач, а в перспективе будет локализовано 40% компонентов. А еще ходят слухи о том, что на индийскую продукцию предполагается устанавливать китайские кабины Shaanxi от бывшей модели MAN F2000, уже адаптированные к КАМАЗам...
Mahindra Navistar
Другое новообразованное совместное предприятие, на этот раз индийско-американское, называется Mahindra Navistar: в нем 49% принадлежит американцам. Интересно, что до сих пор Mahindra не занималась производством тяжелых грузовиков, хотя договор о создании СП по выпуску тяжелых грузовиков с компанией International (так прежде назывался Navistar) был подписан в 2005 году. Но только сейчас на заводе, построенном «в чистом поле», должен начаться выпуск машин новейшей серии MN.
Что здесь американского? Похоже, только двигатели серии Maxxforce с впрыском common rail: их сборка будет налажена в Индии. При этом в основе своей моторы Maxxforce — не американские, а немецкие (это совместный продукт с компанией MAN).
При грузоподъемности 15 т Mahindra Navistar MN25 развивает лишь 210 л.с. Как старый КАМАЗ!
А вот конструкция и характеристики самих грузовиков, не говоря уже о дизайне, — типично индийские. Достаточно сказать, что при полной массе автопоезда 50 т двигатель рабочим объемом 7,2 л развивает лишь 260 л.с. А потому и максимальная скорость, указанная в технических характеристиках, — лишь 74 км/ч. Можно представить, сколько до нее будет разгоняться груженая машина!
Зато компания заявляет, что водителям будет обеспечен «небывалый комфорт». При том, что ширина спальных полок — 50 см, длина нижней полки — 178 см, а верхней и того меньше — 175 см. Ночевать здесь смогут только тщедушные и низкорослые индийцы... Зато покупателям обещан мощный гудок. Без него в Индии никуда!
Дизайн грузовиков Mahindra Navistar получился, мягко говоря, необычным
Новообразованное СП собирается через пять лет занять 15—20% рынка индийских тяжелых грузовиков. Главное — чтобы их не пытались экспортировать в более цивилизованные страны. Засмеют.
Ashok Leyland
В прошлом году Ashok Leyland выпустил 17 тысяч тяжелых грузовиков, а сейчас начал производство гаммы U-Truck (она же Unitruck) с кабинами, в очертаниях которых угадывается древняя кабина Ford Cargo.
Спецификации, как и у конкурентов, не впечатляют: бортовой грузовик 8х2 с полной массой 31 т оснащается «родным» мотором мощностью 205 л.с., и шестиступенчатой КПП. При этом мотор отвечает экологическим нормам BS 2 (Bharat Stage 2, аналог норм Euro 2), действующим на территории Индии.
Ashok U-Truck: справа — грузовик с колесной формулой 8х4 и 205-сильным двигателем, слева — 350-сильный тягач |
Впрочем, на аналогичный тягач устанавливается мотор мощностью уже 350 л. с., а в перспективе двигатели должны отвечать нормам ВS 4 при помощи как «мочевинной» нейтрализации (SCR), так и рециркуляции выхлопных газов (EGR). Неужели индийцы в состоянии самостоятельно освоить эти технологии?
«Евросамосвалы»
У компаний Volvo и Scania пока нет своих предприятий в Индии — зато они поставляют туда самосвальные шасси. А какие кузова ставят на них — видно на снимке!
Кузова с гигантскими козырьками — отличительная особенность «евросамосвалов» в Индии. Слева Volvo FM, справа — MAN CLA |
Не менее впечатляющий кузов объемом 18 кубометров стоит и на новом самосвале — разумеется, четырехосном — совместного предприятия MAN Force (АР №11, 2008). Модель оснащена 280-сильным двигателем MAN D0836 Euro 3 и девятиступенчатой коробкой передач ZF. Но заявленная грузоподъемность... всего 14,5 т при полной массе 31 т. Либо мановцы обсчитались, либо ничего тяжелее минеральной ваты этот самосвал возить не умеет!
Всего же в нынешнем году мановцы собираются продать 3000 грузовиков CLA на местном рынке и еще 1200 отправить на экспорт (в том числе в Узбекистан, где открылся завод по сборке грузовиков MAN).
Газ, гибриды и автобусы
Газовые двигатели становятся в Индии все более популярными: Tata начала выпуск небольших грузовиков, работающих на сжиженном газе, Ashok Leyland создал газовый мотор, отвечающий нормам Euro 5.
Туристическая Tata Storbus создана при помощи бразильской фирмы Marcopolo
Более того, обе компании на январской выставке Auto Expo показали городские автобусы-гибриды с низким полом, но не дизель-электрические, а газоэлектрические: их двигатели внутреннего сгорания работают на сжатом газе.
Двигатель этого грузовика Tata работает на сжиженном газе | Автобус Tata — низкопольный и с газоэлектрическим приводом! |
Новейший лайнер Mercedes для Индии — c кузовом местного ателье Sutlej |
Другой новый автобус Tata, туристический — уже дизельный, зато с автоматизированной КПП, — создан совместно с бразильским автобусостроителем Marcopolo. А вот из России компания Marcopolo ушла: совместное предприятие с объединением Русские автобусы прекратило существование... Индийский рынок перспективнее!
Не правда ли, эти фотографии разительно отличаются от «фирменных» снимков новеньких индийских грузовиков? Так живет и возит грузы Индия... |
Avia возвращается?
Чешский производитель небольших грузовиков Avia, с 2006 года принадлежащий индийскому объединению Ashok Leyland, после долгого перерыва собирается вернуться на российский рынок. В гамме три модели: D75, D90 и D120 — полной массой 7,5, 9 и 12 т соответственно, но только с одним двигателем (это Cummins USB рабочим объемом 4 л и мощностью 170 л.с.). В нынешнем году чехи собираются продать в России около ста экземпляров. Правда, цены пока неизвестны, да и где обслуживать машины — непонятно.