На все случаи жизни: Scania представила новую гамму на Дмитровском полигоне
Scania последнего поколения приходила в Россию постепенно. Сначала еще в конце прошлого года в страну завезли три тягача, а на московской выставке Mining в апреле я внимательно рассматривал карьерный самосвал с новой кабиной. И вот теперь мне наконец-то удалось познакомиться со всей гаммой новых шведских грузовиков.
Точнее — почти со всей. Городских машин серии L в России пока не будет. Поэтому мусоровозы для нашего рынка базируются на трехосных шасси с подруливающей задней осью и девятилитровыми двигателями мощностью 320 или 380 л.с. Кабины — серии P.
Немецкие надстройки Zoeller (их установкой на шасси занимается фирма РГ-Техно из подмосковных Люберец) также нового поколения. Их отличает более крутой наклон задней стенки, позволивший увеличить внутренний объем до 19,7 кубометра у машины поменьше и до 22,8 у более крупного мусоровоза.
Даже в маленькой кабине серии P просторно и уютно
Маневренность — выдающаяся. Для мусоровозов на полигоне разметили конусами специальную трассу, имитирующую узкие дворы. Казалось, что вот в этот поворот мы с первого раза ну никак не сможем заехать, но подруливающая задняя ось выручает — и машина уверенно «облизывает» конус.
Красная кнопка - аварийная остановка надстройки
Стоит подобная техника недешево. За 19,7-кубовый мусоровоз придется отдать около 16 млн рублей (примерно пополам за шасси и надстройку). Но тем не менее новые мусоровозы уже заказали такие города, как Новокузнецк и Самара.
Этот лесовоз носит индекс G500 - но Гелендваген с таким же шильдиком покажется из его кабины малолитражкой
Выбравшись из кабины мусоровоза, я решил обратиться к технике посолиднее — и забрался в кабину полноприводного тягача-лесовоза G500 тяжелой серии XT.
Лесовозный прицеп НовосибАРЗ рассчитан на 35 тонн груза
Обзор из-за руля отличный, а передачи в механической коробке переключаются четко и быстро. На ходу гигант оказался шумноватым, но управлялся предсказуемо и уверенно. Тяги тринадцатилитрового двигателя хватало даже на затяжных подъемах. Большие боковые зеркала позволяли спокойно контролировать длинный хвост в поворотах и узких проездах.
Не теряя темпа, пересаживаюсь за руль старого знакомого — четырехосного карьерного самосвала G440 серии XT с колесной формулой 8х4 и огромным кузовом KH-Kipper объемом 25 кубометров, предназначенным для горной породы.
Козырек над кабиной карьерника позволяет водителю не выходить из нее при загрузке
Эту машину я вдоль и поперек облазил на выставке в Москве. Потому сразу перейду к ощущениям от вождения. Из кабины здоровяк уже не кажется столь огромным, в поворотах отлично следует за рулем и отличается завидной для своих габаритов маневренностью: мне с первого раза удалось вписаться в узкий поворот на лесную дорожку (ни одно дерево не пострадало).
Кстати, самосвал оснащен доработанным для тяжелых условий «роботом» Opticruise. Стоимость самосвала мне, увы, не сообщили, но она, очевидно, немаленькая. Впрочем, 50 подобных машин уже заказали клиенты из нашей страны.
Тягач Scania S500 (фото компании Scania)
На очереди магистральный тягач серии S с 500-сильным агрегатом. Здесь тихо, а управлять машиной очень приятно — благодаря все тому же обновленному «роботу» Opticruise. Он очень быстро и плавно переключает передачи, держа мотор в зоне оптимальных оборотов, — будто едешь на легковушке с «автоматом».
На самом мощном в гамме 730-сильном тягаче поездить не удалось - его можно было только рассматривать со стороны
Обзорность из кабины великолепная, кресло удобное — так бы ехать и ехать не одну тысячу километров под сытое урчание мотора… Не нравится и хочется, чтобы в кабине было еще тише? Тогда — газовый тягач с кабиной серии G и новейшим тринадцатилитровым двигателем. Когда я залез за руль, то решил завести мотор, но сидящий рядом инструктор меня одернул: мол, двигатель уже работает.
Газовый тягач со средней кабиной серии G
Да, газовый мотор очень тихий. При этом и с энерговооруженностью у него все в порядке. На прежний девятилитровый 340-сильный мотор (он, кстати, также будет доступен с новой кабиной) водители немного ворчали: мол, в подъем тяжеловато ему. Новый же 410-сильный агрегат обладает куда большей тягой, и подобных проблем у него нет.
Баллоны стянуты тремя скобами и не имеют защитных коробов - как у тягачей прошлого поколения
По бокам тягача подвешены восемь газовых баллонов. Клапаны и краны на них расположены в передней части, как у обновленных газовых тягачей P340 предыдущего поколения, о которых мы недавно рассказывали. Это решение позволяет обезопасить оборудование от забрызгивания грязью и снегом.
13-литровый газовый двигатель - тихий и мощный
Суммарно баллоны могут вместить 152 кубометра сжатого метана (CNG). С таким запасом на груженом автопоезде можно преодолеть около 370—400 км. В будущем появится и вариант с дополнительными баллонами за кабиной — тогда запас хода вырастет практически вдвое.
Во время заездов по полигону средний расход газа составил 9,8 кг/ч
В нынешнем году Scania планирует продать больше двух сотен газовых машин обоих поколений. Старый P340 стоит около восьми миллионов, машина с новой кабиной, но таким же двигателем на миллион дороже, ну а тягач с новым тринадцатилитровым мотором потянет на все десять миллионов рублей.
Лайнер Scania Touring способен вместить 50 пассажиров, а его багажные отсеки имеют объем 7,5 кубометров
А знаете, на чем мне больше всего понравилось ездить по полигону? На автобусе Scania Touring, построенном совместно с китайским Хайгером. Про такую машину уже рассказывали: аналогичный лайнер приобрел нижнекамский футбольный клуб Нефтехимик.
Как же здорово ехать за рулем этого белого красавца! Обзорность просто эталонная, подвеска мягкая, а двигатель (здесь он 400-сильный) и «робот» работают как одно целое: динамика превосходная. На руль огромный лайнер реагирует чуть с ленцой — как большая яхта. Но это не напрягает, а наоборот, доставляет удовольствие. Стоит такой красавец порядка 16,5 миллиона рублей.
Общие же впечатления от новой сканиевской линейки позитивные. Машины получились отличными, однако и конкуренты не дремлют. По данным Скании, продажи «большой европейской семерки» на нашем рынке за первые четыре месяца выросли почти на 70%. А какой производитель в итоге окажется первым — узнаем в конце года.