На КАМАЗе в Набережных Челнах открылось сборочное производство грузовых Мерседесов

Фото: Максим Чернявский

Компания Volvo Truck первой построила свой российский завод — под Калугой, в чистом поле. Его половину получила дочерняя компания Renault Trucks (она начала сборку позже и без официальной церемонии). Прошлой осенью в игру вступила Scania: ее сборочный завод открылся под Питером, в арендованном складском корпусе. В итоге за прошлый год вольвовцы собрали на российской земле 1236 машин, компания Renault — 253 грузовика, а Scania сразу набрала хороший темп, выпустив 333 машины, в основном комплектных самосвалов.

И только сейчас к ним присоединился Mercedes — уже не самостоятельно, а при помощи КАМАЗа. Не поздновато ли? В данном случае — лучше поздно, чем никогда! Потому что мерседесовцы чуть не потеряли российский грузовой рынок.

До конца 2009 года продажами грузовых и легковых Мерседесов занималась одна компания, ООО Мерседес-Бенц Автомобили. И если с легковушками у нее дела обстояли отлично, то с большими грузовиками — увы. Пока конкуренты наращивали поставки, открывали филиалы и станции сервиса, создавали заводы в России или у ее границ (имеется в виду польский завод МАНа, ориентированный на СНГ), Mercedes спал.

Только когда стало ясно, что рынок вот-вот будет потерян, немцы спохватились и срочно создали совместное с КАМАЗом предприятие Мерседес-Бенц Тракс Восток (сокращенно МБТВ), которому был передан весь «грузовой» бизнес, за исключением легких фургонов. Его возглавил немец Борис Биллих, а директором по продажам и маркетингу стал — кто бы вы думали? — Константин Когогин, сын генерального директора КАМАЗА Сергея Когогина. Так что КАМАЗ теперь — полноценный семейный концерн...

Дела у мерседесовцев пошли на лад. Увеличились продажи, появились новые дилеры. А теперь в Набережных Челнах началась и сборка Мерседесов! Правда, это не полноценное производство, как у Volvo в Калуге и Скании в Питере: туда кабины, двигатели и другие компоненты поступают по отдельности, и уже на месте из них собирается модель в нужной комплектации. А Мерседесы приходят в Набережные Челны в виде «готовых конструкторов», полностью разобранных машинокомплектов (CKD). Такая технология проще (распаковал ящики — и работай гайковертом!), но она менее прогрессивная и не гибкая.

Надо заметить, что сборка Мерседесов не имеет никакого отношения к конвейерному производству самих КАМАЗов: производство Мерседесов разместилось в одном из цехов гигантского корпуса КИП-Мастер, который сдается в аренду камазовским партнерам (КИП — это Камский индустриальный парк). Площади в КИП-Мастере арендуют больше 130 фирм самого разного профиля: производственные, складские, инжиниринговые.

Именно здесь Daimler уже собирает легкие грузовички Mitsubishi Fuso, а теперь — в соседнем цеху — еще и Мерседесы, причем последнего образца, такие же, как в Германии.

Большинство мерседесовских сборщиков уже имеет опыт работы на других автозаводах: одни пришли с КАМАЗа, другие — с соседнего производства компании Соллерс. По словам рабочих, оклады не очень большие, сравнимые с камазовскими (около 16 тысяч рублей), но к ним плюсуются различные надбавки и премии — и в итоге сумма увеличивается чуть ли не вдвое.

Дружба — фройндшафт: слева — директор совместного предприятия Борис Биллих, справа — директор по продажам и маркетингу Константин Когогин

До начала выпуска песонал десять месяцев обучался в Германии, а сейчас среди 60 рабочих есть около десятка в черных, а не синих комбинезонах: это немцы, работающие вахтовым методом. Они обучают наших в течение месяца, затем уезжают на родину, меняясь с новой бригадой. Проходят даже негласные соревнования между нашими и немецкими рабочими по качеству сборки: говорят, уже побеждают наши...

По неофициальной информации, несколько экземпляров было собрано еще до создания производства, на камазовских площадях — чтобы успеть сертифицировать модели до 1 января 2010 года и чтобы они могли отвечать нормам Euro 3 (автомобили, сертифицированные после этой даты, должны соответствовать Euro 4).

Первый «официальный» автомобиль, тягач Actros 1841LS, был сделан в Челнах 30 сентября прошлого года. Но сейчас Актросы выпускаются здесь только в виде строительных шасси.

А основная модель — бюджетные тягачи Axor 1835LS и 1840LS. У них рядные шестицилиндровые двигатели Euro 3 мощностью около 350 и 400 л.с., коробка передач с рычагом (а не с джойстиком, как у немецких аналогов), пневмоподвеска сзади. Комплектация вполне достойная: 650-литровый топливный бак, блокировка дифференциала, электрические стеклоподъемники, дополнительная теплоизоляция кабины, воздушный «фен» на 2 кВт — и, разумеется, фильтр-«сепар».

Уже известны и цены: Axor 1835LS cтоит 2 млн 350 тысяч рублей, комплектный четырехосный самосвал Actros 4141K — 4 млн 400 тысяч рублей.

Впрочем, по заказу здесь готовы собирать машины с любыми опциями, будут делать и другие модели: уже сертифицированы развозные грузовики Atego, а в перспективе планируется собирать носатые вездеходы Zetros и уж совсем специфические Унимоги.

При этом ни о какой локализации речи не идет: все комплектующие импортные, и даже кабины для Аксоров везут не из Турции (где они тоже выпускаются), а из Германии.

К моменту открытия завода было сделано ровно сто экземпляров, план выпуска на 2011 год — 1100 машин, а продать планируется 2500 новых грузовиков (часть из них — за счет импорта).

В цеху собирают и строительные шасси Actros, но они в меньшинстве
Челнинские Мерседесы можно отличить по VIN- номеру, который начинается с символов «Z9M»
0 / 0

При этом руководство МБТВ заявило на пресс-конференции, что подало заявку на льготные условия промсборки: это позволит завозить комплектующие с нулевыми пошлинами. Минуточку! Но для этого по существующим законам нужно через восемь лет выпускать 350 тысяч автомобилей с локализацией не менее 60%... Разве МБТВ способен на такое? Ведь проектная мощность предприятия — всего 4500 грузовиков в год.

Оказывается, заявка подана не самим МБТВ, а главным акционером КАМАЗа, госкорпорацией Ростехнологии, куда входят и КАМАЗ, и ВАЗ. «Надо знать, с кем дружить!» — улыбнулся Константин Когогин, показав рукой в сторону главы Ростехнологий Сергея Чемезова.

Можно предположить дальнейшее развитие событий. В Германии Actros и Axor вскоре будут сняты с производства: на смену им придет совершенно новая серия, о двигателях для которой рассказывается в этом же выпуске рубрики. А устаревшие для Западной Европы модели будут производиться в «странах третьего мира» — России и Турции (см. заметку на этой же странице).

Но сборка — еще полдела. Потому что мерседесовские компоненты вскоре появятся на КАМАЗах! Уже достигнуто соглашение о выпуске мостов, затем будет налажено производство кабин (видимо, от Аксора: ходят слухи, что кабину Актроса отдадут китайцам), дело дойдет и до двигателей. Недавно Сергей Когогин заявил, что к 2020 году более 50% КАМАЗов будут оснащаться кабинами Mercedes, а первый КАМАЗ с мерседесовскими компонентами должен быть показан осенью, на выставке Комтранс в Москве.

И это — даже не скрытая, а явная угроза традиционной продукции самого КАМАЗа. Ведь если лет через десять можно будет купить относительно недорогие камские грузовики с качественными немецкими компонентами, то кому будут нужны КАМАЗы с давно устаревшими кабинами и моторами? Разве что армии и муниципальным службам.

Как бы не стала продукция МБТВ кукушонком, который выдавит своего прародителя из гнезда! Тем более что подобного опыта Даймлеру не занимать.


Тюрк-Бенц

На заводе Mercedes-Benz Turk в турецком Аксарае, где выпускается бюджетная модель Axor, хорошо известная отечественным перевозчикам, началось производство еще и флагмана Actros — как для самой Турции, так и на экспорт. Пока машины собираются из машинокомплектов, которые поставляются с головного завода в немецком Верте, двигатели отвечают нормам Euro 4 и Euro 5. В ближайшие пять лет Daimler собирается инвестировать в турецкое производство 130 млн евро: для компании это третий по величине «грузовой» рынок после самой Германии и Бразилии.


Индия-Бенц

Так переводится название марки BharatBenz, под которой Daimler в 2012 году начнет выпуск грузовиков в индийском Ченнае. Закамуфлированные грузовики еще проходят испытания на полигоне, построенном рядом с заводом, но уже известно, что в гамме будут машины полной массой от шести до 49 тонн. Средние и тяжелые модели созданы на базе семейства Mercedes Actros/Axor, легкие — на основе грузовиков Mitsubishi Canter. Наверняка конструкция их будет примерно такой же, как у МАНов индийского производства: усиленной и упрощенной (мощные шасси с рессорной подвеской, кабины с простой отделкой, не самые экологичные двигатели). Инвестиции в производство составят 700 млн евро. Как уверяет руководство компании, к 2020 году индийский рынок грузовиков вырастет на 80%, а объемы местного «грузового» производства удвоятся.

 


Чайна-Бенц

Китайская компания Beifang Benci (сокращенно Beiben) начала выпуск новой модели H06. Дизайн кабины для нее спроектировала немецкая инжиниринговая компания EDAG: в числе ее «грузовых» дизайн-проектов — кабины для моделей MAN TGA и DAF XF, бразильских тягачей VW Constellation, нынешнее поколение малотоннажников Mercedes Sprinter... Компания уверяет, что кабина для китайцев — «complete new development», полностью новая разработка. Но приглядитесь внимательно: обводы крыши ничего не напоминают? А если заглянуть внутрь? Так это же кабина от модели Mercedes Actros, только внешне измененная до неузнаваемости! И не исключено, что после снятия нынешнего Актроса с производства выпуск его кабины будет переведен именно в Китай.

Рекомендованные статьи