Pegaso и немного газа: знакомимся с тягачом IVECO Stralis для России

Фото: Федор Лапшин

IVECO Stralis не новичок на рынке, но только сейчас ивековцы подготовили версию специально для нашей страны. Я познакомился с ней в Мадриде — там расположен завод, который ранее принадлежал марке Pegaso.

Он базарил о высоком и по кухне все шнырял. Он бодяжил водку с соком и любил Мадрид Реал...» Песня хулигана Шнура — первое, что пришло в голову, когда я узнал, что в программу поездки входит визит на знаменитый стадион Real Madrid.

Хоть матч в день посещения и не проводился, но автобусов с туристами у стадиона было хоть отбавляй.

«Зато любой сюда войдет за пятачок»? Ага, как же: билет на экскурсию стоит 25 евро! За эти деньги можно бродить по бескрайним коридорам и этажам стадиона, рассчитанного на 80 тысяч человек, фотографироваться на краю футбольного поля, изучать подсобки и раздевалки (а вон шкафчик самого Роналду) и, наконец, посетить роскошный двухэтажный музей с интерактивной экспозицией.

Эх, хотя бы малую долю тех денег, что вложены в создание футбольного музея, выделить на микромузей бывшего автомобильного завода Pegaso, который нынче стал заводом IVECO! А то прямо перед входом в сборочный цех в закутке, отгороженном скамейками, — лишь древнее автобусное шасси Hispano-Suiza неведомого года выпуска с полуоторванной надписью (от нее осталось только «Hispa»), спортивный Pegaso Spyder Serra 1954 года, три двигателя плюс фотографии на стендах. Время Pegaso ушло безвозвратно — и тем более марки ­Hispano-Suiza, которая после Второй мировой была продана владельцу Pegaso, компании ENASA.

Нынче на бывшем пегасовском заводе с необычной стеклянной крышей (хорошо, что в Мадриде снега не бывает!) собирают тяжелые грузовики IVECO. До 2013 года их делали еще и в немецком Ульме, на заводе Magirus. Но затем Magirus полностью отдали под производство пожарной техники, а выпуск больших грузовиков сосредоточили в Мадриде. В прошлом году здесь сделали около 27 тысяч автомобилей, из которых 53% приходится на серийные тягачи Stralis, 19% — на внедорожники Trakker, а оставшиеся 28% — на нестандартные версии, включая газовые.

Про новый газовый Stralis NP подробно мы рассказывали — тогда я даже проехал сотню километров на автопоезде (правда, негруженом) с тягачом, который заправляется сжиженным метаном (LNG), и убедился, что запаса этого топлива на борту действительно хватит на 1500 км, как и заявляют ивековцы.

У Cтралиса, который работает на сжиженном и охлажденном метане (LNG), в комплект входят каска с забралом и толстые перчатки — чтобы водитель не обморозился!

Проблема в одном: уж больно мало в Европе «криогенных» станций, которые закачивают в баллоны такой газ — не просто сжиженный, но еще и охлажденный до 162°С. Впрочем, один Stralis NP, только в более традиционной версии, которая заправляется сжатым метаном (CNG), уже куплен на пробу российским Мираторгом.

Однако главный ивековский тягач, который отныне будет предлагаться для нашей страны, — это Stralis с дизельным двигателем Cursor 13 и в специальном российском исполнении.

По-испански Rusia пишется с одним s: такие листки приклеивают к лобовым стеклам машин для нашей страны

Почему он появился — понятно: у нас марка IVECO сильна в секторе внедорожных машин (их традиционно выпускает СП IVECO-АМТ в Миассе). А вот на дальнобойном рынке ивековцы уступали конкурентам и по итогам прошлого года заняли лишь предпоследнее место среди «большой семерки» европейских производителей, продав в общей сложности около тысячи тяжелых грузовиков.

Здесь надо сделать отступление: компании IVECO не первый раз приходится заниматься доработкой тягачей для России! Все началось еще в советские времена, когда объединение ­Совтрансавто купило сразу 300 машин IVECO ­TurboTech и TurboStar. Тут-то и выяснилось, что они не подходят для наших дорог: отваливались крепления баков, крыльев, запаски, выходила из строя подвеска кабины.

Резонанс той истории был настолько силен, что IVECO возобновила продажи своих тягачей у нас только в 1995 году, когда появился тягач уже следующего поколения EuroTech в специальной версии Heavy Mission, «тяжелая миссия». Я отлично помню его презентацию в Москве: машине усилили подвеску кабины и другие «проблемные места», увеличили на миллиметр толщину рамы.

Лонжероны на миллиметр толще, чем у европейских вариантов. А вот потеки краски — неаккуратно!

Так что нынешний Stralis для России — нечто вроде прежнего Heavy Mission. Потому что лонжероны его рамы тоже толще обычных на миллиметр (7 мм вместо 6 мм). Наши перевозчики давно жаловались на турбокомпрессор Holset с изменяемой геометрией: его механизм закисал.

Российские тягачи Stralis с 480-сильным двигателем Cursor 13 оснащаются обычным турбокомпрессором вместо традиционного для IVECO, с изменяемой геометрией

Поэтому отныне ивековцы будут оснащать экземпляры для России обычным турбокомпрессором, без всяких хитростей. А для каких еще стран IVECO поставляет двигатели с обычным турбокомпрессором? Оказалось, для Перу и стран Персидского залива, только там действуют нормы Евро-4, а у нас — Евро-5.

«Сейчас мы работаем над 60 продуктами для разных стран с разными условиями, — прокомментировали ивековцы. — Наша задача — не поставлять по всему миру одну и ту же технику, а адаптировать ее для каждого рынка». Ну ­наконец-то — а то Stralis, между прочим, выпускается c 2002 года, и на моей памяти еще в 2008-м такая машина, нашпигованная датчиками, приезжала в Россию для изучения наших условий и последующей доработки.

Создавая «российский Stralis», ивековцы пошли тем же путем, что и DAF, который выпускает рестайлинговые машины Евро-6 для Европы и дорестайлинговые Евро-5 для нас. Если в Европу сейчас поставляется Stralis образца 2016 года с приставкой XP, то «российский Stralis» почти такой же с виду, но иной по комплектации (скажем, «робот» здесь не ZF TraXon последнего поколения, а его предшественник AS Tronic). Основных версий для нашей страны будет две: одна попроще, Комфорт, другая более богатая, Премиум. Бюджетными их никак не назовешь: у обеих — 480-сильный двигатель и высокие кабины с двумя спальными полками. Stralis в версии Комфорт действительно оснащен важными элементами комфорта (кондиционер, автономка и т.д.), но у него бампер черного цвета, бак один, на 800 л, коробка передач механическая, а кабина — Hi-Road c внутренней высотой 1 м 88 см.

У российского тягача в версии Премиум два бака на 1100 л дизтоплива

У Премиума бампер уже окрашен в цвет кабины, баков два, на 1100 л солярки, коробка — упомянутый «робот» ZF, кабина — Hi-Way, где от пола до потолка без малого два метра.

Как раз такую нам и выкатили для знакомства на маленькое гоночное кольцо где-то в испанских горах, в часе езды от Мадрида. Времени было мало — по одному кругу на человека. Но раз кольцо гоночное — можно слегка зажечь!

Увы, отключить ESP инструктор не дал (сам он демонстрировал, как машину без системы стабилизации заносит на мокром асфальте), и подача топлива здесь придушена: это же не гоночная, а рабочая машина. Однако дорожка хороша: шикана с конусами, вниз, вверх... «Возле тех конусов резко тормози, финиш», — сказал инструктор. Я даванул педаль в пол — и Stralis остановился как вкопанный. Да уж, так тягачи я водил только много лет назад, когда один из производителей шин устроил подобные покатушки на своем полигоне!

Собственно, после столь краткой даже не поездки, а почти гонки могу сказать немного: кабина просторная, водителю удобно, «робот» переключает передачи незаметно. Ну, разве что шумоизоляция не самая идеальная и руль регулируется уже немодной кнопкой на полу.

Руль регулируется кнопкой на полу

Приятный момент — большой сенсорный экран с русифицированным меню, причем на прикосновение пальца он реагирует быстро, а не с запозданием, как у прежних образцов Стралиса. Кстати, на этот экран будет выводиться и система оценки водителя, знакомая по «евроверсиям» Стралиса.

«Календарь», «калькулятор», «будильник» — меню русифицированного сенсорного дисплея напоминает смартфон

Немного удивил электроподъемник кабины (обычного гидравлического подъемника рычагом у Премиума нет): насколько он надежен в наших условиях?

Кабина показанного Стралиса для России откидывается при помощи электропривода

Еще позабавило временное крепление запаски (на тягаче для нее нет места ­из-за двух баков) с проставкой из деревянных брусков.

Такие тягачи станут «стоковыми»: их будут завозить на площадки дилеров и уже оттуда продавать. Цены ивековцы не называют, но, по неофициальной информации, «российский Stralis» будет стоить примерно от 80 тысяч евро (за комплектацию Комфорт) до 85—88 тысяч (Премиум). Судя по этому, можно предположить, что ивековцы хотят биться за тот же сегмент рынка, что, скажем, и DAF.

Под кабиной — 13-литровый IVECO Cursor

В придачу ивековцы предлагают массу программ: трехлетняя гарантия на силовую линию (при пробеге до 450 тысяч километров), контракты на сервис и использование телематики (у тягачей Премиум в стоимость изначально включен год отчета в транспортную компанию о расходе топлива), обучение водителей и поставка по схеме «все включено». В общем, все по желанию — как и принято у европейских производителей.

Ну а тем, кому 480 сил много, станут предлагать «региональные» 420-сильные тягачи — правда, их двигатели уже будут оснащены турбиной с изменяемой геометрией. Сейчас ивековцы готовят и другие технические решения для нас — это полностью рессорная подвеска для тягачей 6х4, бортовые редукторы для тяжелых условий с дисковыми тормозами вместо прежних барабанных, передний мост с грузоподъемностью 9 т вместо нынешних 7,5.

Запуск продаж «российского Стралиса» запланирован на начало июня: дни, посвященные этой модели, пройдут в дилерских центрах десятка с лишним городов — от Санкт-Петербурга до Хабаровска.

Рекомендованные статьи