Укротители Тигра: как мы испытывали броневик за 11 миллионов

Фото: Дмитрий Питерский | компании-производители | Федор Лапшин

Такой машины на наших редакционных испытаниях еще не было! Семь тонн снаряженной массы, шестимиллиметровая бронесталь и ходовая часть от БТР: на Дмитровском автополигоне побывал Тигр СБМ. Мы вдоволь поездили на нем по асфальту, булыжнику и бездорожью. Даже застрять умудрились...

Когда представители военно-промышленной компании (ВПК), которая производит БТР и Тигры в Арзамасе, предложили нам испытать Тигр, я не удивился. Авторевю регулярно рассказывает о военной технике: мне приходилось водить БТР и БМД, гусеничный Курганец-25 и зенитную установку Панцирь.

Но знаете, чем от них отличается Тигр? Тем, что его может купить любой желающий! И не только в гражданской, небронированной, версии — такие есть, к примеру, у Шанцева и Жириновского, а у Никиты Михалкова их даже два.

Отныне к продаже предлагается именно тот Тигр, о котором пойдет речь, — в исполнении СБМ (специальная бронированная машина), с защитой по пятому классу российского ГОСТа от пуль автомата Калашникова с термоупрочненным сердечником. Принят на снабжение внутренних войск МВД России приказом от 2014 года. Цена на открытом рынке — от 11 миллионов ­рублей. Ну что, берем?

Тигриной тропой

Тигр появился на свет на рубеже двухтысячных — причем не по заказу российской армии. Арабские Эмираты купили партию американских Хаммеров, однако они не устроили местных военных. Тогда арабы, причем через представителя чешской Татры, обратились к ГАЗу, который в то время производил БТР. Мол, нельзя ли сделать ­нечто подобное Хаммеру?

Впервые мы рассказывали про Тигр в 2002 году, когда он только появился в России

Газовцы ответили, что для этого нужно несколько лет. Заказчики парировали: «Год». Сошлись на том, что машину создадут за год, но на уже существующих компонентах. Так и получилось: подвеску и колеса позаимствовали у БТР-80. Автором Тигра стал легендарный конструктор газовской бронетехники Александр Масягин.

Первые три образца были готовы в 2001 году, их отправили на выставку и испытания в Эмираты. Однако арабы, попросту говоря, кинули газовцев: не вернули им экземпляры, а вместо этого при помощи подразделения Renault Trucks Defense создали свою машину, которая называется Nimr (что в переводе на русский и означает «тигр») и лишь отдаленно напоминает прародителя.

Но поскольку чертежи остались у газовцев, проект решили возродить. При этом у российского Тигра и арабского Нимра есть важное различие: если Nimr обладает несущим кузовом, то Тигр, как и все газовские грузовики, — рамный. С одной стороны, это утяжеляет конструкцию, с другой — позволяет устанавливать на одно и то же шасси разные корпуса.

Cудьба Тигра была неясной, пока его заказчиком в 2002 году не стал московский СОБР. Следом подтянулись военные — в результате в 2006-м машину приняло на снабжение МВД (варианты СПМ-1 и СПМ-2, он же Альфа-ВВ, которые различались классом защиты), годом позже Минобороны — с бронированием по третьему классу, ниже, чем у ВВ МВД. Впрочем, к тому времени внутренние войска вовсю участвовали в настоящих боевых операциях на Кавказе — и им надо было реально защищаться от обстрела.

Наше против импорта

Оставалась серьезная проблема: иностранный двигатель! Изначально планировалось устанавливать австрийский Steyr, однако он оказался чересчур дорогим — и до 2010 года Тигры оснащались турбодизелем Cummins бразильского производства. Но если для МВД он подходил, то для Минобороны использование агрегатов потенциального противника (штаб-квартира компании Cummins находится в США) было неприемлемо.

Под капотом — рядная ярославская «четверка» мощностью 215 л.с. Хорошо видны огнетушители противопожарной системы

И тут у Группы ГАЗ появился свой подходящий двигатель — ЯМЗ-534. Конечно, тоже не стопроцентно российский: он разработан в сотрудничестве с австрийской фирмой AVL и изначально состоял во многом из импортных компонентов. Но в 2016 году, когда я побывал на производстве таких моторов, уровень их локализации достигал 75% с дальнейшим выходом на 80%. Вместе с этим двигателем Тигр получил «горбинку на носу»: поскольку ЯМЗ крупнее, нежели Cummins, на бронекапоте появилось характерное возвышение.

Надо вкратце упомянуть еще одну историю, политическую, — как Минобороны под руководством Анатолия Сердюкова решило отказаться от Тигра, закупая итальянские аналоги IVECO LMV. У нас они получили имя Рысь, а специалисты ехидно прозвали их «брысь» — мол, бронированная Рысь. Мы не хотим произносить слово «откат», но доподлинно известно, что «брыси» завозили под видом санитарных машин (даже с носилками в кузовах), обманывая таможню, затем якобы собирали их на нашей земле, прикручивая несколько деталей к готовым броневикам... Все это накладывалось на проблемы с проходимостью и защищенностью «брыси», о чем мы не раз писали. По нашей информации, Минобороны успело получить 375 машин вместо предполагаемых 1800. История закончилась с приходом Шойгу, и, хотя Рыси служат в войсках, их дальнейших закупок уже не будет никогда.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи