Российская таможня отменить на территории страны «дальнобойную» систему TIR. Чем это грозит?

Фото: Максим Чернявский | Николай Панов

Шок. Удар под дых. Полный бред. Иначе не назовешь решение российской таможни отменить на территории страны «дальнобойную» систему TIR, которая действует во многих странах мира, причем в России и СССР — с 1982 года! Чем это грозит?

Сине-белые таблички «TIR», которые можно видеть на фурах, работающих на интернациональных рейсах, означают «Transports Internationaux Routiers», «международные дорожные перевозки» (российская аббревиатура — МДП).

Это система автомобильной транспортировки грузов через границы, договор о соблюдении которой впервые подписали несколько европейских стран еще в 1949 году. Через десять лет Конвенцию МДП подписали 17 стран под эгидой ООН, в 1975 году она была пересмотрена и с тех пор претерпела около двадцати обновлений. На сегодняшний день система TIR работает в 57 странах, включая США, Канаду, Чили, Южную Корею. Советский Союз подписал соглашение еще больше тридцати лет назад — в 1982 году.

Если коротко, то система функционирует так: перевозчикам, которые работают по системе TIR, выдаются «TIR-карнеты», они же книжки МДП — документы строжайшего учета и строжайшей отчетности. Их выдает местный представитель Международного союза автомобильного транспорта (IRU) — в России это Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП).

Таможня в стране загрузки пломбирует грузовой отсек или контейнер и «открывает» (то есть оформляет) книжку МДП: она позволяет пересекать границы и передвигаться по странам без уплаты пошлин и, как правило, без досмотра груза. Правда, в нестандартных ситуациях (неправильно оформленные документы, повреждение кузова и т.д.) таможня имеет право досмотреть груз. А снимают пломбу уже на конечной таможне в стране назначения, даже если таможня находится в глубине страны. Невероятно удобно — и многократно уменьшает простои фур на границах!

После того как грузовой отсек опломбирован, водитель открывает таблички «TIR»: они означают, что машина идет с таможенным грузом

Книжка МДП и ее электронная версия выполняют еще две важные функции: во-первых, они нужны для контроля срока доставки. Если перевозчик дважды в год опоздает на таможню — он может остаться без книжек МДП! А во-вторых, это гарантийный документ для оплаты таможенных сборов в ситуациях, когда груз по каким-либо причинам не дошел до таможни назначения.

При этом гарантийные обязательства несет не фирма-перевозчик, а представитель IRU — у нас это, повторим, АСМАП. Так что если автомобиль с грузом пересек границу, но не прибыл на таможню — та вправе предъявить претензию к АСМАПу как к держателю гарантии.

Эта система исправно функционирует у нас три десятка лет — и вдруг Федеральная таможенная служба России заявила (как всегда, «без объявления войны»), что с 14 августа действие TIR в стране отменяется! А точнее, что вдобавок к книжке МДП требуются национальные гарантии оплаты пошлин. Таковыми могут быть гарантии российских банков, поручительства таможенного брокера либо круглая сумма депозита, внесенная на счет таможни фирмой-автоперевозчиком.

Причина столь жесткого решения — «недоставка грузов и неуплата таможенных платежей». Это действительно так? По нашей информации, еще в 2002 году таможня предъявила АСМАПу иск на впечатляющую сумму в 90 млн долларов — как говорят, обоснованный. Тогда представители АСМАПа обратились за помощью в женевскую штаб-квартиру IRU, а в Женеве посовещались и решили: «Проще исключить Россию из конвенции TIR, чем платить такие деньги!» Однако тогда наши власти возмутились, и дело дошло даже до Владимира Путина, который встречался с европейскими чиновниками. В итоге все «спустили на тормозах».

Шли годы, однако, несмот­ря на внешнее спокойствие, конфликт продолжал назревать. Вдобавок российских таможенников раздражала жесткая позиция АСМАПа по поводу создания коммерческих структур при таможенных органах на границах. И вот мина замедленного действия рванула: таможня вновь предъявила АСМАПу претензии — уже на 20 млрд рублей (это около 666 млн долларов)! Откуда взялась столь бешеная сумма, сказать трудно, но, по неофициальной информации, это все те же 90 млн доларов, только индексированные и с учетом пени.

Вот выдержка из пресс-релиза «ответчика» — АСМАПа: «Вводимое требование прямо противоречит Конвенции МДП — международному договору, который Россия обязалась соблюдать. О реальном положении дел можно судить по следующим данным. За период 2004—2013 гг. ФТС России предъявило к АСМАП 931 претензию на сумму 944,7 млн рублей (что составляет 0,008 % от 11,7 млн перевозок по процедуре МДП, совершенных по территории Российской Федерации). Были признаны обоснованными и оплачены 255 претензий на сумму 202,1 млн рублей, остальные отклонены. По отклоненным 676 претензиям ФТС России обратилась в судебные органы, из которых лишь один иск был удовлетворен, в 63 случаях ФТС России сама отказалась от исков в ходе их рассмотрения, в удовлетворении 638 исков судами было отказано».

На этот раз уже Европа решила вступиться за АСМАП. Чиновники Евросоюза приезжали к нам для переговоров, а генеральный секретарь IRU Умберто де Претто написал тревожное письмо Дмитрию Медведеву: «Реализация такого решения будет иметь тяжелые последствия для экономики всех стран, имеющих международную торговлю с Россией, а также для экономики самой России». Еще бы: одним росчерком пера наша таможня решила отменить международный договор — как следует из письма де Претто, не имея на это юридического права!

Пока решение ФТС удалось отложить на месяц, до 14 сентября. А дальше, если таможня не пойдет на уступки… Специалисты предсказывают транспортный коллапс на границах: чем это грозит дальнобойщикам, и без того измученным многодневным ожиданием в очередях-«колейках» — без туалетов, душа, нормальной еды, — понятно. Что говорят и думают по этому поводу грузоотправители, грузополучатели и перевозчики, работающие на международных направлениях, тоже догадаться несложно. Европа — в шоке от непредсказуемых россиян, которые творят что хотят, невзирая на международные нормы и Организацию объединенных наций.

А в итоге многократно возросшие затраты от катастрофической задержки грузов и введения дополнительных гарантий будут включены в стоимость товаров. Догадываетесь, кто их оплатит? Правильно: «конечное звено», потребитель. Мы с вами.

Рекомендованные статьи