Российская таможня отменить на территории страны «дальнобойную» систему TIR. Чем это грозит?
Шок. Удар под дых. Полный бред. Иначе не назовешь решение российской таможни отменить на территории страны «дальнобойную» систему TIR, которая действует во многих странах мира, причем в России и СССР — с 1982 года! Чем это грозит?
Сине-белые таблички «TIR», которые можно видеть на фурах, работающих на интернациональных рейсах, означают «Transports Internationaux Routiers», «международные дорожные перевозки» (российская аббревиатура — МДП).
Это система автомобильной транспортировки грузов через границы, договор о соблюдении которой впервые подписали несколько европейских стран еще в 1949 году. Через десять лет Конвенцию МДП подписали 17 стран под эгидой ООН, в 1975 году она была пересмотрена и с тех пор претерпела около двадцати обновлений. На сегодняшний день система TIR работает в 57 странах, включая США, Канаду, Чили, Южную Корею. Советский Союз подписал соглашение еще больше тридцати лет назад — в 1982 году.
Если коротко, то система функционирует так: перевозчикам, которые работают по системе TIR, выдаются «TIR-карнеты», они же книжки МДП — документы строжайшего учета и строжайшей отчетности. Их выдает местный представитель Международного союза автомобильного транспорта (IRU) — в России это Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП).
Таможня в стране загрузки пломбирует грузовой отсек или контейнер и «открывает» (то есть оформляет) книжку МДП: она позволяет пересекать границы и передвигаться по странам без уплаты пошлин и, как правило, без досмотра груза. Правда, в нестандартных ситуациях (неправильно оформленные документы, повреждение кузова и т.д.) таможня имеет право досмотреть груз. А снимают пломбу уже на конечной таможне в стране назначения, даже если таможня находится в глубине страны. Невероятно удобно — и многократно уменьшает простои фур на границах!
Книжка МДП и ее электронная версия выполняют еще две важные функции: во-первых, они нужны для контроля срока доставки. Если перевозчик дважды в год опоздает на таможню — он может остаться без книжек МДП! А во-вторых, это гарантийный документ для оплаты таможенных сборов в ситуациях, когда груз по каким-либо причинам не дошел до таможни назначения.
При этом гарантийные обязательства несет не фирма-перевозчик, а представитель IRU — у нас это, повторим, АСМАП. Так что если автомобиль с грузом пересек границу, но не прибыл на таможню — та вправе предъявить претензию к АСМАПу как к держателю гарантии.
Эта система исправно функционирует у нас три десятка лет — и вдруг Федеральная таможенная служба России заявила (как всегда, «без объявления войны»), что с 14 августа действие TIR в стране отменяется! А точнее, что вдобавок к книжке МДП требуются национальные гарантии оплаты пошлин. Таковыми могут быть гарантии российских банков, поручительства таможенного брокера либо круглая сумма депозита, внесенная на счет таможни фирмой-автоперевозчиком.
Причина столь жесткого решения — «недоставка грузов и неуплата таможенных платежей». Это действительно так? По нашей информации, еще в 2002 году таможня предъявила АСМАПу иск на впечатляющую сумму в 90 млн долларов — как говорят, обоснованный. Тогда представители АСМАПа обратились за помощью в женевскую штаб-квартиру IRU, а в Женеве посовещались и решили: «Проще исключить Россию из конвенции TIR, чем платить такие деньги!» Однако тогда наши власти возмутились, и дело дошло даже до Владимира Путина, который встречался с европейскими чиновниками. В итоге все «спустили на тормозах».
Шли годы, однако, несмотря на внешнее спокойствие, конфликт продолжал назревать. Вдобавок российских таможенников раздражала жесткая позиция АСМАПа по поводу создания коммерческих структур при таможенных органах на границах. И вот мина замедленного действия рванула: таможня вновь предъявила АСМАПу претензии — уже на 20 млрд рублей (это около 666 млн долларов)! Откуда взялась столь бешеная сумма, сказать трудно, но, по неофициальной информации, это все те же 90 млн доларов, только индексированные и с учетом пени.
Вот выдержка из пресс-релиза «ответчика» — АСМАПа: «Вводимое требование прямо противоречит Конвенции МДП — международному договору, который Россия обязалась соблюдать. О реальном положении дел можно судить по следующим данным. За период 2004—2013 гг. ФТС России предъявило к АСМАП 931 претензию на сумму 944,7 млн рублей (что составляет 0,008 % от 11,7 млн перевозок по процедуре МДП, совершенных по территории Российской Федерации). Были признаны обоснованными и оплачены 255 претензий на сумму 202,1 млн рублей, остальные отклонены. По отклоненным 676 претензиям ФТС России обратилась в судебные органы, из которых лишь один иск был удовлетворен, в 63 случаях ФТС России сама отказалась от исков в ходе их рассмотрения, в удовлетворении 638 исков судами было отказано».
На этот раз уже Европа решила вступиться за АСМАП. Чиновники Евросоюза приезжали к нам для переговоров, а генеральный секретарь IRU Умберто де Претто написал тревожное письмо Дмитрию Медведеву: «Реализация такого решения будет иметь тяжелые последствия для экономики всех стран, имеющих международную торговлю с Россией, а также для экономики самой России». Еще бы: одним росчерком пера наша таможня решила отменить международный договор — как следует из письма де Претто, не имея на это юридического права!
Пока решение ФТС удалось отложить на месяц, до 14 сентября. А дальше, если таможня не пойдет на уступки… Специалисты предсказывают транспортный коллапс на границах: чем это грозит дальнобойщикам, и без того измученным многодневным ожиданием в очередях-«колейках» — без туалетов, душа, нормальной еды, — понятно. Что говорят и думают по этому поводу грузоотправители, грузополучатели и перевозчики, работающие на международных направлениях, тоже догадаться несложно. Европа — в шоке от непредсказуемых россиян, которые творят что хотят, невзирая на международные нормы и Организацию объединенных наций.
А в итоге многократно возросшие затраты от катастрофической задержки грузов и введения дополнительных гарантий будут включены в стоимость товаров. Догадываетесь, кто их оплатит? Правильно: «конечное звено», потребитель. Мы с вами.