Уйти, чтобы вернуться: что будет с транспортом Москвы после прекращения движения троллейбусов?

Фото: архив завода ЯМЗ | архив музея Москвы | Михаил Чемерис | Петр Грибачев

Троллейбусы ушли с улиц Москвы — но через несколько дней вернулись на так называемый музейный маршрут «Т»: от некогда крупнейшей в мире сети оставили лишь две машины, которые ездят вокруг Комсомольской площади... Зато электробусов уже больше, чем в любом из европейских городов! А что дальше?

Мы до последнего дня не верили, что столица в одночасье откажется от троллейбусов. Но вечером 24 августа они еще неспешно плыли по Ленинскому проспекту, на котором располагается редакция, а на следующее утро их не было и в помине: вместо них ездили электробусы и дизельные автобусы. Ушла эпоха, которая длилась 87 лет! А ведь еще в 2014 году длина всех линий достигала 600 км и включала более сотни маршрутов, число троллейбусов доходило до 1600 единиц в девяти парках...

Массовые поставки троллейбусов в Москву начались в 1936 году: это были ярославские ЯТБ-1 с деревометаллическими кузовами. Видны бортовые номера 195 и 198

Я люблю прикасаться к троллейбусной истории, ощущая тепло, которое дарили эти уже неудобные с современной точки зрения транспортные средства — других-то не было. Скажем, в 2016 году в Москве прошел последний парад исторических троллейбусов, где был показан в том числе ЯТБ-1 тридцатых годов, восстановленный питерскими энтузиастами. Каким же уютным показался его низкий салон с мягкими креслами и круглыми светильниками на потолке!

Послевоенный красавец МТБ-82А с цельнометаллическим кузовом на малом Каменном мосту: тролейбусы МТБ выпускали в столице, на тогда полусекретном Тушинском авиазаводе

А весь парад я проехал на бело-красном ЗИУ-5Г с гаражным номером 2672. Пятую серию разработали в конце пятидесятых для замены воспетого Булатом Окуджавой МТБ-82, а модификация с буквой Г появилась в 1966 году. На ходу троллейбус показался мне резким и шумноватым (гудел мазовский грузовой мост), но поручни, обивку сидений и прочие немногочисленные элементы декора хотелось бесконечно трогать и гладить.

Две двери и высокий пол — по современным меркам это неудобно, но в эпоху ЗИУ-5 — вполне нормальная компоновка  

Привет, старый знакомый, — именно эту машину в придачу к более раннему ЗИУ-5 1961 года показали во втором троллейбусном парке на мероприятии, посвященном запуску музейного маршрута!

Здесь, на Новорязанской улице, планируется вновь основать музей московского транспорта: раньше он располагался на Рогожском Валу, но та площадка закрылась, а когда откроется новая — неизвестно.

Ну а пока, чтобы хоть немного утешить любителей электротранспорта (и создать положительный инфоповод для СМИ: не «убили троллейбусное движение», а «открыли новую троллейбусную линию»), столичные власти основали кольцевой маршрут длиной 3,5 км, на котором работают всего две современные машины СВаРЗ-МАЗ — из последней партии 2017 года в 24 экземпляра, каждый из которых стоил около 12 млн рублей.

Предполагается, что на музейный маршрут (где будут организовываться различные культурные мероприятия) будут выходить и ретротроллейбусы, вот только для них каждый раз придется оформлять спецразрешение: габаритная ширина ЗИУ-5 — 2,68 м, а разрешено не более 2,6 м. Да и происходить это будет наверняка только летом: гонять «старичков» по слякоти — дело неблагодарное.

Первая поездка с другими журналистами на СВаРЗе-МАЗе не обошлась без приключений: остановки были полны активистов и защитников троллейбусного движения, но двери им не открывали. Кто-то даже с размаху стукнул снаружи по кузову! Хотя следом по маршруту шел второй троллейбус, доступ в салон которого не ограничивался — знай себе прикладывай карту «Тройка» к валидатору да катайся.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи