Военные игры с автобусами: на чем передвигались участники армейских соревнований в Сочи
В конце февраля в Сочи прошли Военные Игры — соревнования между спортсменами-военнослужащими из разных стран. И для перевозки команд-участниц и обслуживающего персонала понадобилось огромное количество автобусов разных видов и мастей. Большую часть из них составили высокопольные туристические лайнеры: двухосные Scania OmniExpress и трехосники Scania Higer A80. С ними-то я и познакомился поближе, прилетев в Сочи за день до начала соревнований.
Практически все большие туристические Скании в Сочи и окрестностях принадлежат компании местного предпринимателя Игоря Дашанова, которая и помогла организаторам соревнований с перевозкой пассажиров. В ее парке сейчас 30 машин (помимо автобусов Scania здесь есть еще MAN и Neoplan).
Старый КрАЗ — главный "шоустоппер" автобазы в Сочи
Все автобусы покупаются новыми, обслуживаются только у официальных дилеров, а сам парк расположен на окраине Сочи в довольно колоритном местечке в гористой местности. Если попасть сюда впервые, то внимание привлекают не автобусы, а старый КрАЗ с буровой установкой — говорят, его даже можно завести.
Scania OmniExpress
Scania OmniExpress — это уже автобус-ветеран. Его производство началось еще в 2008 году, причем кузова делались в финском городе Лахти. А в парке компании в Сочи они начали появляться в 2012—2013 годах. Двухосник длиной 12,4 метра может перевезти 51 пассажира.
Двигатель здесь развивает 340 л.с. и отвечает нормам Евро-4. Коробка передач — «робот» Opticruise. В экстренных ситуациях водителю помогает система стабилизации ESP. Подвеска пневматическая, позволяет автобусу приседать или наклоняться для удобства входа-выхода пассажиров. Комплектация без излишеств, но все самое важное здесь имеется. Салон оснащен климатической установкой, есть кофеварка и холодильник в передней панели, а также два плоских видеомонитора. Багажник в подполье рассчитан на восемь кубометров поклажи.
340 л.с., которые развивает двенадцатилитровый мотор OmniExperss достаточно, чтобы ездить по горным дорогам
Пробег экземпляра OmniExpress, на котором мне удалось прокатиться, уже подходит к 200 тысячам километров. И это чувствуется: вполне достойную тишину нарушает несильное погромыхивание пластиковых полок, а двигатель слышно даже в передней части салона. Но в целом автобус едет уверенно и надежно. Расход топлива при езде по горным дорогам составляет порядка 33 л/100 км.
Управляемостью водители довольны, а вот на обзорность через боковые зеркала ворчат. И правда, когда я сел за руль, как ни подгонял под себя баранку и сиденье, часть левого зеркала все равно перекрывалась оконной стойкой. Благо при сложных маневрах выручает камера заднего вида.
Объем багажных отсеков Scania Higer A80 — 10 кубометров
А вот у трехосника Scania Higer А80 проблем с обзорностью нет. Да и в целом он производит впечатление более дорогой и современной машины. И это несмотря на то что от Скании здесь только основные агрегаты, а кузов целиком делают в Китае. Выпуск таких автобусов начался аж в 2007 году, но мой экземпляр 2014 года совсем молодой.
Двигатель здесь более мощный, он развивает 400 л.с. Коробка передач — тот же самый «робот» Opticruise. Длина автобуса 13,7 метра, и вмещает он уже 57 пассажиров. Пассажирские сидения в салоне «китайца» более удобные: профиль спинки оптимальнее, а иллюминация салона более яркая — чувствуется азиатский стиль. Удобства аналогичны OmniExpress: кофеварка, холодильник да термометр и мониторы на потолке. Багажник под полом здесь побольше — целых десять кубометров.
Двигатель Хайгера выдает 400 л.с. и 2100 Нм крутящего момента
На ходу китайский Higer понравился мне больше своего шведского собрата. Благодаря более длинной базе он великолепно держит прямую, а подвеска (она здесь тоже пневматическая) отлично отрабатывает дорожные неровности. И как тут тихо! Двигателя не слышно вообще, и нет никаких посторонних шумов от дребезжания обивки.
Технических проблем как у шведских, так и у китайских автобусов практически нет. В основном поездки к дилеру связаны с прохождением регламентного ТО. Что же касается цен, то, увы, трехосного красавца Scania Higer A80 сейчас купить новым уже невозможно: в конце прошлого года он был снят с производства. У дилеров такие остались лишь в двухосном исполнении по цене от 17 млн 800 тысяч рублей. Что же касается модели OmniExpress, то их выпуск прекратился еще раньше, а дилеры предлагают более современные автобусы Touring, цены на которые начинаются с отметки 15,3 млн за двухосник и 17 млн 900 тысяч за трехосный вариант.
ЛиАЗ Вояж в раскраске ЦСКА
Кстати, помимо красавцев-«туристов» участников Военных Игр возили и уже хорошо известные автобусы ЛиАЗ Вояж на все том же шасси Scania — в специальной раскраске и с черными военными номерами. Именно такие автобусы, только еще под маркой ГолАЗ, были главным пассажирским транспортом Олимпиады в Сочи в 2014 году. Стоит такой ЛиАЗ Вояж как половина Хайгера — от 9,5 млн рублей.