Максим Чернявский побывал на испытаниях новейшего финского сортиментовоза Sisu Polar

Фото: Максим Чернявский

Куда отправиться перед Новым годом? Конечно, за елкой! А можно и за еловыми бревнами... Наш корреспондент Максим ЧЕРНЯВСКИЙ побывал в карельской Кондопоге, на испытаниях новейшего финского сортиментовоза (лесовоза для перевозки пиленых бревен) Sisu Polar.

В семь утра в Кондопоге (соседи-финны говорят «Контупохья») темным-темно, только красные огоньки труб целлюлозно-бумажного комбината, ЦБК, светятся в высоте. «...И ревет позади дорогая труба комбината...» Это Иосиф Бродский написал в 1962 году — правда, о Питере.

А в Кондопоге в то время кипела ударная комсомольская стройка: даешь стране бумагу! И сегодня комбинат — один из крупнейших производителей газетной бумаги не только в России, но и в Европе. За прошлый год он выпустил 772 тысячи тонн бумаги: представляете, сколько для нее нужно древесины?

Неудивительно, что комбинату принадлежит немало лесовозов, и в их числе 70 финских Sisu, купленных в разные годы. Машин этой марки и так выпускается немного, а в нашей стране их и вовсе раз-два и обчелся. Так что ЦБК — самый крупный владелец Sisu в нашей стране.

Сейчас комбинат собирается обновить лесовозный парк и испытывает разные модели: за пару недель до моего приезда лес с делянки вывозила Scania P420, сейчас идут переговоры об испытаниях Volvo FMX. Не обошлось и без Sisu: для финнов это шанс на хороший заказ, а заодно и возможность возобновить поставки в Россию.

Напомним, что в прошлом году маленькая финская компания Sisu, дела которой были совсем плохи, решилась на радикальный шаг: ее управляющие выкупили завод и заключили договор с концерном Daimler о поставке комплектующих для модели, которую назвали Sisu Polar. Так что у нового Sisu — кабина и двигатель V6 или V8 от модели Mercedes Actros MP3 (ехидные немцы уже прозвали финскую машину «Sisutros»). Коробка передач — на выбор: автоматизированная Mercedes Powershift, «полуавтомат» Mercedes Telligent с джойстиком или же американская несинхронизированная Eaton Fuller c традиционным рычагом. Шасси, как и прежде, финское — с очень мощными лонжеронами рамы высотой аж 46 см. Такой раме никакой надрамник не нужен.При этом компания Sisu отличается от прочих производителей грузовиков тем, что поставляет с завода полностью готовые лесовозы уже с «кониками» и манипулятором. Исполнение так и называется Sisu Timber («Лес»).

Правда, единственный на заводе Sisu демонстрационный лесовоз оказался с колесной формулой 6х2, а Кондопоге нужны машины 6х4, поэтому представители завода нашли экземпляр, уже проданный финскому клиенту-частнику: эта машина и прибыла в Карелию вместе с хозяином. Мотор здесь — мерседесовский V8 мощностью аж 600 «лошадей», коробка — Eaton Fuller. И никаких «джойстиков»!

Хозяин-финн объясняет особенности переключения несинхронизированной КПП Eaton Fuller

Новинку сразу же обступили местные водители: все они водят Sisu предыдущих поколений. Старые Sisu SM — с «родными» кабинами, двигателями Cummins (412 л.с.) и почти такими же, как у новинки, коробками передач Eaton Fuller. У более новых моделей С500 — кабины Renault Premium, двигатели Caterpillar (445 л.с.) и уже синхронизированные коробки ZF.

При этом симпатии водителей — на стороне ветеранов, несмотря на их почтенный возраст (первые машины пришли в 1997 году) и пробеги (самый внушительный — миллион двести тысяч без капремонта). Узнав, что на новой машине стоит КПП Eaton Fuller, мужики оживились: «Самое то! С ней вообще никаких проблем. К тому же передачи в такой коробке мы переключаем, не трогая педаль сцепления: это удобно на скользкой дороге или когда идешь груженым на подъем».
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи