Sisu: заимствования у модели Mercedes Arocs и поставки шасси команде КАМАЗ-Мастер
У маленького финского производителя грузовиков Sisu — сразу два события: во-первых, серия Sisu Polar получила кабины и двигатели Euro 6 от новой немецкой модели Mercedes Arocs, а во-вторых, финны поставили шасси (но еще прежнего поколения) команде КАМАЗ-Мастер! Мы побывали в Финляндии и узнали подробности.
«Ууси Сису» — и нечего смеяться! Потому что «uusi» в переводе с финского — «новый», а Sisu, «сила воли», — традиционая марка финских грузовиков.
С недавних пор эта компания, не раз переходившая из рук в руки, принадлежит единственному человеку — Тимо Корхонену. Производство — не просто мелкосерийное, а штучное: за прошлый год сами финны купили лишь 92 экземпляра, а импорт в другие страны ничтожен. Зато каждый заказ строго индивидуален: здесь строят машины с очень мощными шасси, зачастую многоосные, уже с готовыми надстройками — лесовозными, самосвальными кузовами, автокранами.
Публикуя прошлой осенью репортаж об этом заводе, мы упомянули о проблеме, которая стояла перед финнами: в последние годы они оснащали свои модели кабинами и V-образными двигателями Euro 5 от модели Mercedes Actros MP3. Но такие двигатели уже нельзя довести до норм Euro 6, действующих в Евросоюзе с 1 января нынешнего года, а более современные, рядные мерседесовские моторы просто не помещались под старой кабиной. Мы предположили, что Sisu договорится о закупке кабин и двигателей от новой строительной серии Mercedes Arocs...
Так и произошло: встречайте новейший Sisu Polar! И если прежней модели мы дали прозвище «Sisutros», то новая — «Sisurocks»? Или «ArocSisu»? В любом случае она получилась очень эффектной, причем финский «рестайлинг» с рубленым дизайном пошел немецкой кабине на пользу.
Финны будут закупать кабины от модели Arocs в четырех вариантах: широком (2,5 м) или узком (2,3 м), без «спальника» или с ним. Рядные мерседесовские двигатели (12,8 л, до 510 л.с. и 15,6 л, до 625 л.с.) оснащены системами рециркуляции выхлопных газов EGR и мочевинной нейтрализации SCR.
Коробка передач — новый мерседесовский «робот» PowerShift 3 (он переключается на 20% быстрее, нежели предшественник PowerShift 2, которым прежде оснащали Sisu). А вот любимые финскими лесовозчиками американские несинхронизированные КПП Eaton, похоже, уйдут в прошлое: о них представители компании больше не упоминают!
Среди прочих нововведений — новый мерседесовский электроусилитель Serwotwin, которым в дополнение к обычному гидроусилителю будут оснащать машины с несколькими управляемыми осями. Кстати, я «рулил» четырехосным самосвалом Mercedes Arocs, оснащенным такой системой: его баранку на месте можно повернуть буквально одним пальцем!
Могучее шасси — как и прежде, собственного производства. Высота лонжеронов рамы — либо впечатляющие 46 см (здесь надрамник не требуется), либо 30 см, но с усилителями. Мосты тоже собственные, с планетарными бортовыми передачами. При этом финны даже не называют возможные колесные формулы: зачем, если завод готов сконфигурировать шасси по желанию заказчика? Например, как на презентационном пятиосном самосвале: третий и четвертый мосты — ведущие, вторая и последняя оси «поджимаются», причем последняя еще и управляемая.
Кстати, о мостах Sisu: их не первый год устанавливает на свои гоночные грузовики команда КАМАЗ-Мастер, а теперь спортсмены решили продолжить сотрудничество с финнами. В январе по заказу КАМАЗ-Мастера было отгружено шасси Sisu Polar еще прежнего поколения, с кабиной и двигателем от модели Mercedes Actros MP3, но главное — с односкатной ошиновкой колес, чего финны раньше не делали. Размерность шин — 14R20, все колеса оснащены централизованной подкачкой. При этом шасси неполноприводное (колесная формула — 6х4), но длиннющее: «от бампера до бампера» — 12 метров!
Для чего оно предназначено? Как оказалось, для постройки камазовского «автобуса» — технички, в которой живут спортсмены на бивуаках. Прежний «автобус» на камазовском шасси 6х6 с двигателем Cummins был построен десять лет назад (АР №8, 2004) и уже порядком износился во время многочисленных гонок. Теперь же камазовцы решили улучшить комфорт команды (например, в каждом купе будет стол), и потому машина на два метра длиннее прежней. Но поскольку ее полная масса должна остаться примерно той же (около 22 т), решено отказаться от переднего привода: передний ведущий мост вместе с «раздаткой» и карданами добавляет к массе автомобиля 800—100 кг. По мнению специалистов, отсутствие полного привода для раллийного «автобуса» не критично: от бивуака до бивуака он идет по асфальтовым дорогам, и единственная проблема, которая может возникнуть, — это заезд на сам бивуак в дождь.
Из Финляндии «камазовская» машина ушла, минуя Набережные Челны, во Францию: там ее оснастят кузовом, и, по нашей информации, комплектный автомобиль будет готов к концу года. Интересно, оставят ли камазовцы надпись «Sisu» на его передке?
Что же касается новейшей модели Sisu Polar, то ее производство начнется во втором квартале нынешнего года. Но в Россию такие машины вряд ли попадут — из-за упомянутых двигателей Euro 6.