Беспилотные автомобили: литер А выходит на дорогу

Фото: компании-производители | Константин Сорокин

«Сохранять спокойствие, не высовываться из окон, не махать руками, не сигналить без причины, не дотрагиваться, не снимать на видео». Правила поведения в ­­сафари-­парке с дикими животными? Да. А еще — рекомендации по безопасному взаимодействию с беспилотными автомобилями. Роботы на колесах, которых можно будет отличить в потоке по треугольнику с буквой А, вот-вот появятся на дорогах Московского региона и Татарстана.

Только не верьте хвастливым разработчикам! Настоящего беспилотного автомобиля пока еще никто не создал. Транспортные средства, претендующие на дорожную самостоятельность, лишь перешагивают детсадовский уровень развития, пытаются прояснить свой юридический статус и, робко шевеля электронным умишком, силятся ответить на главный вопрос бытия: «Кто я?»

Всемирная Ассоциация автомобильных инженеров SAE (в нее входят представители 97 стран) предлагает разработчикам и производителям делить транспортные средства на шесть уровней автономности. Обычные транспортные средства, управление которыми полностью возложено на человека, — это нулевой уровень, Level 0. На ступеньке Level 1 стоят  машины, умеющие автоматически парковаться, поддерживать заданную скорость движения, ускоряться и замедляться — например, при помощи адаптивного круиз-контроля. Следующий уровень, Level 2, подразумевает наличие систем, позволяющих ускоряться, тормозить и рулить в автоматическом режиме, но при условии, что человек следит за ситуацией, — сюда относятся все современные автомобили с динамическими дорожными ассистентами. Транспорт третьего уровня автономности (Level 3) способен самостоятельно двигаться в умеренно напряженном трафике, менять свой маршрут в зависимости от текущей дорожной обстановки и — «капитулировать» в напряженных ситуациях, передавая управление человеку. На эту ступеньку автономности сегодня претендуют автопилот электромобилей Tesla (дотошные эксперты кривятся, называя его Level 2+) и нового седана Audi А8. Четвертый уровень (Level 4) означает, что машина умеет самостоятельно справляться со сложными и нестандартными дорожными ситуациями, но тоже с оговорками: при «параличе сознания» она припаркуется в разрешенном месте и попросит человеческого участия (о готовности самореализоваться на этом уровне сегодня заявляют компании Waymo, Aptiv, BMW, Intel и Mobileye). И, наконец, Level 5  —  пока эфемерный автомобиль-беспилотник, возможно даже лишенный традиционных органов управления. Особо амбициозные разработчики обещают показать такую машину уже через три года, но пока что верится с трудом.

Понятно, что идеальная техническая платформа беспилотника — электромобиль: им проще всего управлять «по проводам». Но поскольку запас хода все же скромен, а энергопотребление вычислительного комплекса и систем мониторинга сопоставимо с мощностью печки, то в качестве технологической платформы для беспилотных прототипов разработчики чаще выбирают гибриды. Они не требуют постоянной подзарядки, имеют электрифицированные органы управления и оснащены мощной тяговой батареей, от которой может поживиться и «автономная» начинка.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи