Не сникерсни, тормози: советы по борьбе с заносом автомобиля
Мы вновь решили поговорить о том, как бороться с заносом—срывом задних колес автомобиля в боковое скольжение. Но не о тех относительно безобидных случаях, когда можно слепо следовать хрестоматийному совету «повернуть руль в сторону заноса». И не об эффектном прохождении скользких поворотов, когда занос задних колес используется во благо (эксперт Авторевю Александр Диваков очень подробно рассказывал об этом в АР № 1, 1990 и АР № 15—16, 1991). Речь пойдет о ситуациях, чреватых очень серьезными последствиями. Когда занос возникает на относительно больших скоростях, причем неожиданно, вопреки воле водителя. И нередко переходит в колебания с большой амплитудой.
Вот с каким рассказом недавно приехал на работу наш главный редактор, который ездит на переднеприводном автомобиле Volkswagen Passat 1.8T (зимой — на шипованных шинах Gislaved Nord Frost II 195/65 R15).
«Еду утром по подмосковной кольцевой «бетонке». Скорость — около 130, пятая передача, покрытие — ледок с надолбами замерзшей за ночь снежной каши. Впереди хорошо просматриваемый прямик, причем абсолютно свободный. Я, естественно, добавляю, тем более что уже опаздываю. Вдруг почувствовал, что задок слегка повело в сторону. Ерунда. Едва-едва подрабатываю рулем, чуть больше газа — и вперед. Я уже начал забывать об этом мелком недоразумении, как вдруг ни с того ни с сего задок стало заносить сильнее. Успеваю подкорректировать направление рулем и одновременно добавляю еще немного газку. Через несколько мгновений, после того, как колебания, казалось бы, прекратились, задок снова сорвался в скольжение, причем угол заноса уже был недетским. Отрабатываю рулем, жму на газ. И снова занос, уже в другую сторону. Едва успеваю крутить руль от упора до упора. А сам повторяю, как заклинание: газ, газ, только не сбрасывай газ! Скорость между тем увеличилась примерно до 150 км/ч, а автомобиль поочередно метет хвостом то левую, то правую обочины «бетонки». Какое счастье, что не было встречных!
Но и без них я был близок к отчаянию: конца-края колебаниям не было видно, и вылет на обочину уже казался неизбежным. И я решил, что уж лучше в кювет, чем продолжать борьбу со взбесившейся машиной. Ведь рано или поздно на дороге кто-нибудь появится! Хотя, если улетаешь на такой скорости с дороги, тоже велик шанс отправиться прямехонько на тот свет. Значит, нужно попытаться хоть чуть-чуть погасить скорость, пока машина еще на дороге. Тогда, быть может, уменьшится число переворотов через крышу и смягчится удар о первое дерево.
Каким-то чудом в очередной раз избежав вылета на левую сторону (машина шла практически поперек дороги, руль до упора влево, полный газ), я приготовился к завершению своего пути в правом кювете. И в тот короткий момент, когда автомобиль был примерно в центре проезжей части и смотрел носом вперед, я наступил на тормоз. О, боги! Колебания прекратились, и скорость упала до сотни...
В очередной раз кто-то обо мне позаботился. Спасибо».