Не сникерсни, тормози: советы по борьбе с заносом автомобиля

Мы вновь решили поговорить о том, как бороться с заносом—срывом задних колес автомобиля в боковое скольжение. Но не о тех относительно безобидных случаях, когда можно слепо следовать хрестоматийному совету «повернуть руль в сторону заноса». И не об эффектном прохождении скользких поворотов, когда занос задних колес используется во благо (эксперт Авторевю Александр Диваков очень подробно рассказывал об этом в АР № 1, 1990 и АР № 15—16, 1991). Речь пойдет о ситуациях, чреватых очень серьезными последствиями. Когда занос возникает на относительно больших скоростях, причем неожиданно, вопреки воле водителя. И нередко переходит в колебания с большой амплитудой.

Вот с каким рассказом недавно приехал на работу наш главный редактор, который ездит на переднеприводном автомобиле Volkswagen Passat 1.8T (зимой — на шипованных шинах Gislaved Nord Frost II 195/65 R15).

«Еду утром по подмосковной кольцевой «бетонке». Скорость — около 130, пятая передача, покрытие — ледок с надолбами замерзшей за ночь снежной каши. Впереди хорошо просматриваемый прямик, причем абсолютно свободный. Я, естественно, добавляю, тем более что уже опаздываю. Вдруг почувствовал, что задок слегка повело в сторону. Ерунда. Едва-едва подрабатываю рулем, чуть больше газа — и вперед. Я уже начал забывать об этом мелком недоразумении, как вдруг ни с того ни с сего задок стало заносить сильнее. Успеваю подкорректировать направление рулем и одновременно добавляю еще немного газку. Через несколько мгновений, после того, как колебания, казалось бы, прекратились, задок снова сорвался в скольжение, причем угол заноса уже был недетским. Отрабатываю рулем, жму на газ. И снова занос, уже в другую сторону. Едва успеваю крутить руль от упора до упора. А сам повторяю, как заклинание: газ, газ, только не сбрасывай газ! Скорость между тем увеличилась примерно до 150 км/ч, а автомобиль поочередно метет хвостом то левую, то правую обочины «бетонки». Какое счастье, что не было встречных!

Но и без них я был близок к отчаянию: конца-края колебаниям не было видно, и вылет на обочину уже казался неизбежным. И я решил, что уж лучше в кювет, чем продолжать борьбу со взбесившейся машиной. Ведь рано или поздно на дороге кто-нибудь появится! Хотя, если улетаешь на такой скорости с дороги, тоже велик шанс отправиться прямехонько на тот свет. Значит, нужно попытаться хоть чуть-чуть погасить скорость, пока машина еще на дороге. Тогда, быть может, уменьшится число переворотов через крышу и смягчится удар о первое дерево.

Каким-то чудом в очередной раз избежав вылета на левую сторону (машина шла практически поперек дороги, руль до упора влево, полный газ), я приготовился к завершению своего пути в правом кювете. И в тот короткий момент, когда автомобиль был примерно в центре проезжей части и смотрел носом вперед, я наступил на тормоз. О, боги! Колебания прекратились, и скорость упала до сотни...

В очередной раз кто-то обо мне позаботился. Спасибо».

Что послужило причиной для развития таких курсовых колебаний? Какими бы сложными ни были дорожные условия, это, бесспорно, следствие ошибки водителя. Возможно, он чуть резче, чем нужно, сработал газом, возможно, неосторожно дернул руль, чего-то не учел... В конце концов, он сам признался в превышении скорости, хотя прекрасно знал, что едет практически по голому льду! Значит, переоценил свои возможности. Но уверяет, что занос был спровоцирован замерзшими надолбами, которые образовали «косые колеи». Вполне возможно, тем более что в силу аэродинамических особенностей нагрузка на колеса задней оси с увеличением скорости падает, а это повышает вероятность заноса.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи