Toyota Supra и BMW Z4: как превратить Комиссара Рекса в Хатико. Дизайн-анализ

Toyota Supra и BMW Z4: как превратить Комиссара Рекса в Хатико. Дизайн-анализ
Ликбез | 10 апреля 2019
Фото: компания BMW | компания Toyota | Николай Пронин

Новая Toyota Supra по своей технике стала клоном BMW Z4, и нам всем прекрасно известно, что они делят не только двигатель и трансмиссию, но также архитектуру подвесок и даже некоторые детали интерьера. Однако дизайн каждый из кооператоров создавал по-своему. Ну или почти по-своему. Задачи сделать два непохожих друг на друга автомобиля никто не отменял, ведь одно дело — создать на общей платформе выводок инкубаторских хэтчбеков с разными эмблемками, и совсем другое — спорткары со своей собственной историей и легендарным стилем. Баварцам изначально было проще: считается, что они работали с чистого листа, а вот Тойоте пришлось, образно говоря, взять Комиссара Рекса и постричь его под Хатико. Предлагаю вам вместе со мной разобраться, что из этого получилось и насколько новая Supra сохранила фамильный стиль.

Давайте так: если бы BMW и Toyota сохранили в секрете, что Supra — это родственник Z4, вы бы заподозрили неладное? Лично я — вряд ли. Совершенно разные по образу и по деталям автомобили, родстер и купе, типичный «японец» и типичный «немец». Кажется даже, что Supra немного крупнее, но это обман зрения. Разница в габаритах объясняется только чуть удлиненным задним свесом Тойоты с диффузором. А колесная база у обоих идентична — четыре колесных диаметра.

Собственно, пропорции — это первое, что свидетельствует о родстве. Обратите внимание на расположение и наклон стойки лобового стекла, на расстояние от нее до передней оси, на высоту капота и на расположение дверных проемов. Одно и то же. Ну а теперь смотрим на дверные ручки и на боковые зеркала. Кажется, они вообще взаимозаменяемы, что, конечно, удручает.

Посмотрите, какую работу проделала Toyota, чтобы оформить Супру по-своему. Стыки бамперов и крыльев, боковой разъем капота, задняя кромка дверей и даже лючок бензобака — он у Супры совершенно другой формы. И все для того, чтобы сэкономить тысячу иен на зеркалах и ручках?!

То, что Supra пересела на соседнюю ветку эволюции, лучше всего заметно рядом с Тойотой серии A80, которая выпускалась до 2002 года. Во-первых, Supra A90 стала строго двухместной, хотя у всех ее предков была посадочная формула 2+2. Во-вторых, новая Supra рядом со старой выглядит автомобилем другого класса. Младшего. Она короче на 13,5 см, колесная база сокращена на 80 мм, а высота, наоборот, выросла на 15 мм. Как будто машину зажали в тиски и сдавили спереди и сзади.

С другой стороны, дизайнеры все-таки завязали несколько узелочков на память о прошлом. Линия крыши и форма боковых окон вдохновлены автомобилем Toyota 2000GT середины 60-х. А головная оптика почти прямая цитата из A80.

Обратите внимание, что пропорционально расстояние между фарами осталось примерно прежним. Вместе с этим увеличилась высота бампера и воздуховодов, а также высота расположения поверхности капота над колесной аркой. Это к слову о силуэте, который воспринимается более тяжелым.

Несмотря на схожий образ передка, логика и направленность линий у старой и новой Супры разная. Разумеется, Toyota не намеревалась воскрешать биодизайн, популярный в середине 90-х. Посмотрите на прошлую Супру — она почти лишена граней. А новая, наоборот, изобилует ими, хотя иногда логика их происхождения непонятна, а места сопряжения элементов напоминают настоящий ад для перфекциониста.

Посмотрите, например, на линию светодиодных огней в фарах. Почему она на взлете промахивается мимо разъема бампера и капота? И почему тот же разъем, пересекая колесную арку, падает вниз? А затем возвращается на ту же траекторию, но своим воображаемым продолжением пролетает мимо дверной ручки.

Или накладка на двери. Почему она заканчивается на середине панели, а не вытянута вперед, чтобы образовать цельное лезвие подштамповки над порогом? И еще мне странно, что задняя кромка дверного стекла и кромка самой двери не встречаются на подоконной линии. Вообще, нужно сильно постараться, чтобы найти связанные между собой элементы. Как будто каждую деталь модели придумывали разные люди отдельно друг от друга. У BMW таких проблем не наблюдается.

Я попробовал с помощью фоторедактора немного скорректировать эти элементы так, как мне самому видится их исполнение. Предлагаю вам оценить чуть причесанный вид Супры.

А вот задняя часть, напротив, получилась достаточно логичной и гармоничной. Кроме того, она даже повторяет композицию кормы Супры прошлого поколения — пропорциями, расположением и визуальным весом элементов. Фонари выделены из объема и теперь являются отдельным, притягивающим внимание элементом. И обратите внимание на зазор багажника — он по-прежнему находится на 1/3 высоты фонарей.

Теперь немного о салоне. У купе прошлого поколения передняя панель четко разграничивала пространство. Зона пассажира была почти стерильной — пустой, без элементов, хотя и не лишенной уюта. В свою очередь, водительская зона была очерчена границами центральной консоли, которая по количеству кнопок, шкал и ручек могла поспорить с истребителем. Системообразующими фигурами были дуги и окружности.

Похоже, что именно эту концепцию Toyota изначально собиралась развивать и в интерьере новой Супры, — посмотрите внизу на салон концепт-кара FT-1, который показали в 2014 году. Там тоже был массивный контур панели вокруг водителя. Но на серийной машине все почему-то сделали совсем по-другому. Видимо, причина именно в унификации с BMW: слишком много компонентов пришлось бы разрабатывать заново.

В итоге мы увидели очередной минималистичный интерьер, висящий на веревке воздуховодов, натянутых от окна до окна. Найти выход из ситуации пытались, разграничив треугольником пространство между тоннелем и центральной консолью, разделив его и подлокотник двери цветом. Но это компромиссное решение не создает в полной мере ощущение отдельной зоны водителя. Даже без учета преемственности на машине с такой сложной и яркой внешностью этот интерьер выглядит странно.

Концепт Toyota FT-1

А теперь предлагаю немного расслабиться и пофантазировать. Давайте представим, что BMW и Toyota вдохновились плодами сотрудничества и решили продолжить эксперименты. Какой автомобиль можно было бы «пошерить» в следующий раз? Конечно, кроссовер! Если Porsche, Lamborghini и Bentley уже встали на эту дорожку, и даже Mitsubishi Eclipse превратился в паркетник, то чем хуже Supra? Ей тоже ничто не помешает отхватить кусок этого пирога. Тем более что под рукой уже есть нужный донор. Toyota Supra Cross, разумеется, должна быть сделана на основе BMW X4. Я нарисовал для вас пару скетчей и попытался представить, как могла бы выглядеть такая Supra. Что скажете?

Рекомендованные статьи