Мировой атлас автомобильного дизайна: герои второго плана

Мировой атлас автомобильного дизайна: герои второго плана
Ликбез | АР №22 2020
Фото: компании-производители

«А где же Honda, Subaru и другие?» Это был самый популярный вопрос, который я слышал после публикации первой части дизайн-атласа. Не беспокойтесь, друзья, Honda и Subaru на своих местах, но на дизайн-сцене они далеко не в первом ряду. Вторая часть атласа, которую вы только что открыли, посвящена двум японским компаниям, независимым итальянским дизайн-студиям, экзотическим брендам и китайским концернам. В общем, героям второго плана.

Путевка в супермаркет

Honda давно покинула ряды образцов стиля, но это был сознательный пересмотр имиджа и ценностей. Образно выражаясь, компания предпочла витринам бутиков полки супермаркетов. С 2010 по 2020 год объем продаж в Европе упал в полтора раза, а в Америке в полтора раза вырос. Не говоря уж про Китай, где результаты увеличились в 2,5 раза. Дизайн для таких успехов не обязателен. Сегодняшние автомобили Honda выглядят как футболки из дисконт-центра — безликая внешность и размеры на любой вкус. В глобальной гамме — тринадцать однообъемников и десять кроссоверов. Человеческим фактором это объяснить не получится: главным «креативным директором» по дизайну сегодня работает Макото Иваки, автор концепт-кара CR-Z 2007 года — наверное, последней Хонды, которая старалась выглядеть красиво. Он курирует пятнадцать студий по всему миру (четыре в Японии, по две в США, Китае, Европе и Таиланде, плюс Индия, Индонезия и Бразилия). Но примерно с конца 2000-х Honda планомерно избавляется от эмоциональных моделей, так что самовыражаться дизайнерам особенно не на чем. Родстер S2000, оригинальная NSX, Integra, Accord Type S, чуть раньше — Prelude, чуть позже — трехдверный Civic. Всех этих машин больше нет, Civic и Accord — это просто седаны, а Legend давно не легенда. В 2015 году Honda сделала попытку возродить былой дух, запустив NSX второго поколения. Но ни гибридная силовая установка, ни дизайн, разработанный обворожительной американкой Мишель Кристенсен, которая попыталась хоть как-то оживить фирменную гримасу Хонды, не привели NSX к успеху: за четыре года в мире продано лишь около 2000 машин. В США цену суперкара пришлось снижать на 20 тысяч долларов!

Продолжения, похоже, не будет. Мишель уже работает на Nissan, а подопечные Иваки-сан откупоривают традиционный в таких случаях дизайнерский НЗ — ретротему. Серийный электромобиль Honda e оказался просто рестомодом первого Цивика. Тем не менее за этот проект Honda уже получила престижную дизайнерскую премию Red Dot Award. Компания обещала продолжить ретроизыскания, однако новейший Civic одиннадцатого поколения, который показали в середине ноября, свидетельствует, что прощаться с полками супермаркетов Honda все же не спешит.

Давайте начистоту — с какого момента вы перестали различать поколения Импрезы? Машины четвертой и пятой генерации нетрудно принять за рестайлинг одного и того же Опеля, причем в любой последовательности. С Форестером аналогичная история. Дизайнерский паралич Subaru не так тяжел, как у Хонды, но объясняется примерно теми же причинами: в конце 2000-х эта компания решила полностью изменить свою судьбу. Сюжет стар как мир: маленькая, но гордая японская фирма выпускала машины, которые нравились инженерам и быстро ездили на ралли, а потом пришел новый президент и сказал, что машины надо делать для клиентов. Самое удивительное, все сегодняшние модели разработаны под началом Мамору Ишии, который в ­90-х, еще будучи простым экстерьерщиком, делал Импрезу второго поколения и Legacy третьего поколения. Но поменялись задачи — и вслед за ними архитектура и стиль. Лишь одно осталось неизменным: журналисты ругали и лупоглазую Импрезу, и Трибеку, сделанную гастролером из Альфы Андреасом Запатинасом, и первую «рамочную» Импрезу в 2007 году — и сегодня продолжают в том же духе. Но Subaru точно не посыпает голову пеплом, обогнав с тех пор по продажам в Америке Volkswagen, Мазду и Kia. Трудность только в том, что стиль Viziv, придуманный еще в 2013 году, на сегодня отработал свой жизненный цикл, оправдал надежды маркетологов, но не принес марке новых фамильных черт. Шестиугольная решетка радиатора и скобки светодиодов в фарах — это макияж, а не порода: убери их, и любая Subaru превратится в Ford или Opel. Впрочем, судя по купе BRZ второго поколения, новый стиль уже на подходе: ­Ишии-сан возвращается к лаконичной эстетике, избавив Subaru от лишнего декора, граней и складок.

Дом ветеранов сцены

Лет двадцать назад весь этот атлас начинался бы именно с главы про итальянские ателье. Все на свете знали, что Джорджетто Джуджаро — главный автомобильный дизайнер ХХ века. Что Pininfarina специально для Ferrari делает самые красивые автомобили в мире. А Bertone придумывает самые невероятные концепт-кары. Но с тех пор изменилось все. Кроме, пожалуй, названий этих фирм.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи