Isotta Fraschini Tipo 8A SS 1930 года в рассказе Андрея Хрисанфова

Фото: Шон Дагэн, Hyman Ltd.

Марка эта известна у нас прежде всего по стародавней сатирико-юмористической книжке «Золотой теленок» — такую машину вожделел там один из персонажей. По тем временам она и вправду являлась одной из самых лучших в мире. Иное дело, что того «приваловского миллиона» рублей, за которым указанный персонаж в числе остальных на протяжении всей книги гонялся, на автомобиль его мечты не хватило бы никак: в описываемый период за него просили даже больше, чем за неприлично дорогой (20 тысяч долларов) заокеанский Duesenberg.

Компанию Societa Milanese Automobili Isotta, Fraschini & C основали в Милане под конец января 1900 года инженер Винченцо Фраскини и юрист Чезаре Изотта — причем как предприятие по импорту и ремонту французских машин Renault и Mors. Этим они и занимались первые два года, а потом начали мало-помалу закупать во Франции машинокомплекты вместо готовых автомобилей и самостоятельно собирать из них машины на месте — так выходило дешевле. Бизнес понемногу рос и ширился, к делу подключились младшие братья Винченцо — Оресте и Антонио, — а в начале 1903 года молодая фирма выпустила свою первую собственную модель. Она была спроектирована по образцу тогдашних автомобилей Renault и комплектовалась поначалу одноцилиндровым двигателем Aster, а впоследствии двухцилиндровым мотором фирмы De Dion-Bouton. Впрочем, уже к концу года компаньоны нашли себе хорошего конструктора-двигателиста Джузеппе Стефанини, и тот оперативно спроектировал для них четырехцилиндровый силовой агрегат на целых 24 л.с. отдачи. В ноябре 1904-го последовал переезд из старых и тесных производственных помещений в более просторные цеха на другом конце города, а непосредственно вслед за этим в фирму пришел работать перспективный инженер Джустино Каттанео. Он-то и сконструировал для фирмы снискавший ей громкую славу мотор — первый в мире рядный восьмицилиндровый двигатель, пригодный для серийного производства.

В самом раннем своем варианте, на момент дебюта в декабре 1919-го, этот мотор развивал 85 л.с. при 5,9 литра рабочего объема. К 1924 году он прошел модернизацию, в результате которой рабочий объем был доведен до 7,3 л, а отдача — в зависимости от варианта исполнения — могла составлять от 115 до весьма солидных по тем временам 160 л.с. Под улучшенный двигатель заодно «подкатили» и усовершенствованную ходовую часть — с барабанными тормозами (которые разработал Антонио Фраскини), переработанной подвеской и прочими улучшениями вроде усилителя руля. В таком виде машина получила обозначение Tipo 8A, чтобы легче было отличать ее от исходной модели, которая именовалось просто Tipo 8. Помимо «нормального» варианта, данная модель предлагалась в двух «спортивных» версиях, обозначавшихся как 8АS (Sprinto) и 8ASS (Super Sprinto). Эта последняя как раз и показана на наших иллюстрациях.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи