Проба пера: Iso Rivolta IR 340 1969 года в рассказе Андрея Хрисанфова

Фото: Шон Дагэн, Hyman Ltd.

«В принципе, особой разницы между автомобилем и холодильником нет. То и другое просто ящик с мотором»

Так высказался в 1919 году Уильям К. Дюрант, основатель корпорации General Motors, обосновывая присоединение к своей бизнес-империи фирмы Guardian Frigerator — производителя холодильного оборудования. Свой резон в этом был: в то время некоторые холодильники не только мотор имели, но еще и колесами оснащались, — иначе никто бы их и с места не сдвинул. Но одно дело, когда ты автомобили делать уже умеешь, — и совсем другое, когда по жизни занимаешься как раз холодильниками, а мечтаешь заделаться настоящим автопромышленником. Тут уже без квалифицированной помощи не обойтись.

Итальянский бизнесмен Ренцо Ривольта унаследовал генуэзское предприятие по производству бытовых холодильников в 1942 году. Время было военное, основная продукция фирмы мало кого интересовала, а вот заставить ее работать на армию муссолиниевская администрация очень даже могла, — так что предусмотрительный Ривольта, едва успев вступить во владение предприятием, сей же час затеял перенос его из Генуи в Брессо, пригород индустриального Милана, типа «чтобы быть поближе к смежникам». Переезд — дело небыстрое; пока суд да дело, Италия успела выйти из войны (признав себя побежденной стороной), а ­переехавшее наконец на новое место предприятие возобновило свою деятельность под совсем другим названием, — теперь оно именовалось не Isothermos, как прежде, а вполне ­по-автомобильному Iso Autoveicoli S.p.A. Выпускало оно, впрочем, пока что не автомобили, а мотоциклы под брендом Iso Moto — добротные и надежные, хотя и не дешевые. Страна отчаянно нуждалась в транспортных средствах, чтобы выйти из послевоенной разрухи, и неудивительно, что к 1948 году немалая часть мотоциклов покидала завод в Брессо в трехколесном грузовом исполнении, — такой вариант назывался Isocarro, если поставлялся с открытой грузовой платформой, и Furetto, если имел позади водительского седла крытый фургончик.

Автографы создателей автомобиля на борту один под другим

По-настоящему напасть на золотую жилу фирме посчастливилось в 1952 году, когда двое ее сотрудников — конструкторы Пьерлуиджи Раджи и Эрменегильдо Прети спроектировали под мотоциклетный мотор Iso Moto 200 (9,5 л.с.) забавную двухместную и трехколесную машинку, порядком смахивавшую на холодильник своей единственной дверью во весь передок. Публичный дебют этой мотоколяски состоялся осенью следующего года на Туринском автосалоне; новинка вызвала к себе самый пристальный интерес многих производителей из Старого и Нового Света, — и прозорливый синьор Ривольта на этой волне не преминул продать лицензию на выпуск своей машины и во Францию, и в Испанию, и в Бразилию, и в Великобританию, и, конечно же, в Германию, где она долгое время помогала держаться на плаву компании BMW. (Испанскую версию данной машины мы рассматривали в АР №17 за 2013 год.)

Обивка салона — натуральная кожа, передняя панель — натуральное дерево, и обод рулевого колеса — тоже. Поскольку автомобиль выпущен в 1969 году, эмблема на кнопке звукового сигнала уже грифон, а не надпись курсивом «Iso», как на более ранних экземплярах. Радиоприемник на данном экземпляре стоит японский, фирмы Pioneer

Выручив на лицензионных соглашениях немалые средства, Ренцо Ривольта решил, что пришла ему пора заняться настоящими автомобилями. Ориентировался он при этом на тот сегмент рынка, который был отведен скоростным и дорогостоящим моделям класса GT: там еще сохранялись кое-какие свободные ниши, которые можно было попытаться занять. А поскольку ничего сложнее упомянутых мотоколясок его предприятию выпускать пока не доводилось, специалистов соответствующего уровня в его распоряжении тоже не было. Их предстояло еще найти — и суметь привлечь к сотрудничеству.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи