Stutz Series H Roadster 1920 года в рассказе Андрея Хрисанфова

Фото: Шон Дагэн, Hyman Ltd.

Кто сейчас помнит автомобильную марку Stutz? А ведь когда-то под ней выпускались лучшие спортивные машины Америки…

Основатель марки Гарри Клейтон Статц родился в 1876 году в семье фермера из американского штата Огайо, но с самого раннего детства земледелию предпочитал возню с разными механическими приспособлениями, которых в хозяйстве у родителей имелось довольно много. Отец и мать, иммигранты из Голландии, заметили за своим ребенком эту склонность лишь после того, как к ним начали систематически обращаться соседи с однообразными просьбами: «У нас поломалось то или это» (маслобойка, жатка, веялка и так далее), «Может, ваш мальчик посмотрит?..» У них-то самих на ферме из строя давно уже ничего не выходило, они за повседневными заботами даже не обратили внимания на то, что под боком подрастает механик-универсал, известный на всю округу…

Стильный общий вид. Хорошо заметны такие детали, как фрикционные амортизаторы передней подвески и электрический сигнал

Свой первый автомобиль Гарри Статц собрал из подвернувшихся под руку деталей еще в 1897 году, едва достигнув совершеннолетия. К этому времени он успел покинуть родительский кров, перебравшись в город Дейтон, крупный индустриальный центр того времени; там, помаленьку набираясь опыта, он трудился и в компании по ремонту швейных машин, и на нескольких мехзаводах в качестве инженера (это без формального образования и соответствующего диплома!), и на фирме U.S.Rubber водителем-испытателем — пока в 1905 году его не позвали в Индианаполис, столицу штата Индиана, конструировать двигатель внутреннего сгорания для автомобиля марки American. Двигатель-то он разработал, но задерживаться на этом заводе долго не стал — ушел оттуда сперва в фирму по производству карбюраторов, потом на предприятие по изготовлению автомобильных ведущих мостов. К 1910 году решил сам заделаться автоагрегатчиком — и основал собственную фирму, занявшуюся выпуском автомобильных трансмиссий, скомбинированных с главной передачей. Тогда это была популярная техническая новинка, и дела у индианаполисской фирмы под названием Stutz Auto Parts Company довольно-таки бодро пошли в гору. Параллельно Гарри Статц еще сотрудничал с автомобилестроительным предприятием Marion Motor Car Company, проектируя и, по некоторым сведениям, самостоятельно испытывая для них гоночную машину.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи