Основатель марки Гарри Клейтон Статц родился в 1876 году в семье фермера из американского штата Огайо, но с самого раннего детства земледелию предпочитал возню с разными механическими приспособлениями, которых в хозяйстве у родителей имелось довольно много. Отец и мать, иммигранты из Голландии, заметили за своим ребенком эту склонность лишь после того, как к ним начали систематически обращаться соседи с однообразными просьбами: «У нас поломалось то или это» (маслобойка, жатка, веялка и так далее), «Может, ваш мальчик посмотрит?..» У них-то самих на ферме из строя давно уже ничего не выходило, они за повседневными заботами даже не обратили внимания на то, что под боком подрастает механик-универсал, известный на всю округу…
Стильный общий вид. Хорошо заметны такие детали, как фрикционные амортизаторы передней подвески и электрический сигнал
Свой первый автомобиль Гарри Статц собрал из подвернувшихся под руку деталей еще в 1897 году, едва достигнув совершеннолетия. К этому времени он успел покинуть родительский кров, перебравшись в город Дейтон, крупный индустриальный центр того времени; там, помаленьку набираясь опыта, он трудился и в компании по ремонту швейных машин, и на нескольких мехзаводах в качестве инженера (это без формального образования и соответствующего диплома!), и на фирме U.S.Rubber водителем-испытателем — пока в 1905 году его не позвали в Индианаполис, столицу штата Индиана, конструировать двигатель внутреннего сгорания для автомобиля марки American. Двигатель-то он разработал, но задерживаться на этом заводе долго не стал — ушел оттуда сперва в фирму по производству карбюраторов, потом на предприятие по изготовлению автомобильных ведущих мостов. К 1910 году решил сам заделаться автоагрегатчиком — и основал собственную фирму, занявшуюся выпуском автомобильных трансмиссий, скомбинированных с главной передачей. Тогда это была популярная техническая новинка, и дела у индианаполисской фирмы под названием Stutz Auto Parts Company довольно-таки бодро пошли в гору. Параллельно Гарри Статц еще сотрудничал с автомобилестроительным предприятием Marion Motor Car Company, проектируя и, по некоторым сведениям, самостоятельно испытывая для них гоночную машину.