Москва-2020: поезд будущего в метрополитене столицы
Махина несется по тоннелю, рассекая темноту лучами ярких светодиодных фар. Что это — транспорт из фантастического фильма? Нет — перед нами новейший поезд Москва-2020. Построенный специально для столичного метрополитена, он сконцентрировал в себе самые современные технологии и инновационные решения, которые могут заставить задуматься о пересадке на метро даже автомобилистов. Какие именно инновации есть в поезде? Расскажем обо всем по порядку: устраивайтесь удобнее, двери закрываются, следующая станция — будущее!
Метро Москвы активно обновляется. Милые глазу и сердцу ностальгические старые поезда постепенно уступают места в тоннелях и депо новым современным и технологичным составам. Шутка ли, с 2010 года столичный метрополитен получил 3600 новых вагонов, увеличив тем самым долю современных поездов более чем в пять раз — до 67%. Всего в период с 2020 по 2023 год метро Москвы получит более 1300 новых вагонов, при этом у Москвы будет самый молодой парк поездов метро по сравнению со странами Европы и США.
В Москве обновление подвижного состава поездов метро в последнем десятилетии происходило масштабнее и оперативнее, чем в других крупных городах
А о каких составах речь? Естественно, о самых современных российских поездах Москва-2020. Этот инновационный транспорт был разработан специалистами компании Трансмашхолдинг (ТМХ), создающей современные транспортные решения в нашей стране. А производится поезд на заводе компании Метровагонмаш в подмосковных Мытищах. Познакомимся же с новым поездом поближе.
Вот это внешность — прибывающий к платформе состав «Москва-2020» впечатляет! Его дизайн — пример настоящего инженерного искусства. И выполнен он профессионалами: оформление маски (передней части кабины) поезда сделано совместно со знаменитой в автомобильных кругах компанией Italdesign. В ее активе — проработка дизайнерских решений для более чем 120 различных автомобилей таких известных марок, как Lamborghini, Maserati, Audi, BMW, и многих других.
Интересно еще то, что финальный вариант экстерьера — это и выбор пассажиров: перед запуском нового состава в серию всем желающим было предложено выбрать из нескольких эскизов самый подходящий, по их мнению, дизайн маски поезда. Голосование проходило в социальных сетях, на интернет-площадках и в павильоне МЦД около Киевского вокзала. В итоге выбор был остановлен на варианте с округлой передней частью и вертикальными фарами. Кстати, дизайн был отмечен международными экспертами. Весной поезд Москва-2020 стал победителем конкурса Red Dot Award: Product Design 2021. Жюри присудило поезду высшую оценку в категории «Поезда и самолеты» — The Red Dot: Best of the Best.
Мощные светодиодные фары освещают путь поезда в тоннелях на расстояние до 300 метров. Но при выезде на станцию яркость автоматически снижается, чтобы не слепить пассажиров. То же самое происходит при встречном движении составов в двухпутном тоннеле.
Вот поезд и у платформы, пора зайти внутрь состава! Но сначала стоит удостовериться, что направление выбрано верно, для этого достаточно бросить короткий взгляд на экран на боковом стекле. Впервые в поездах московского метро появились боковые маршрутные табло. Кстати, основной указатель маршрута на маске поезда в Москве-2020 увеличили в размерах.
Дверные проемы рекордно широкие, красная подсветка указывает на скорое закрытие створок
Ну что, маршрут правильный? Тогда — вперед в сияющий зелеными светодиодами открытый дверной проем. Он необычно широкий, сюда легко одновременно смогут войти две мамы с колясками, еще и место останется. Никогда раньше у поездов в московском метро не было таких широких дверных проемов — 1,6 метра!
Дверные створки практически полностью стеклянные, над проемом — удобный информационный экран
Увеличилась и площадь остекления дверей: снаружи они выглядят полностью стеклянными, а изнутри прозрачная секция в каждой створке занимает 82% площади. Кстати, сами двери в новом поезде сдвижные, они исключают случайное зажатие пассажиров или багажа. Кроме того, в механизм добавили мощную направляющую снаружи вагона — это обеспечивает стабильность и надежную работу дверей на протяжении долгого времени. Также двери оснащены информационными светодиодами: если они горят зеленым — вход разрешен, моргают красным — двери закрываются, горят красным светом — дверь закрыта.
Благодаря отсутствию межвагонных перегородок салон кажется бесконечным
Внутри поезда необычайно просторно и светло. Это ощущение усиливает мягкая светодиодная подсветка и единое пространство всего состава. Через весь поезд можно беспрепятственно пройти, а открывающаяся из первого и последнего вагонов перспектива уходящего вдаль «бесконечного» салона завораживает. При этом межвагонные переходы теперь практически не влияют на общую ширину прохода, поскольку они стали на 57% шире.
Проходы между рядами пассажирских мест также очень широкие. Сидеть на них удобно, а дверные проемы отгорожены от кресел стеклянными перегородками, благодаря чему стоящие у дверей пассажиры больше не будут случайно задевать тех, кто сидит. Интересно, что светодиодная подсветка над стеклами и под сиденьями соответствует цвету линии, по которой едет поезд, — очень информативное решение. Отдельно стоит отметить, что в первом и последнем вагонах предусмотрены специальные места с креплениями и мягкой спинкой — для людей с ограниченными возможностями.
Места для размещения пассажиров с ограниченными возможностями имеют мягкую подушку-спинку, ременное крепление и специальный поручень
Между сиденьями установлены USB-порты для подзарядки гаджетов. Возможность зарядить мобильное устройство есть и у тех пассажиров, которые едут стоя: разъемы расположены возле интерактивных экранов около межвагонных переходов. Всего в восьмивагонном составе 368 разъемов для зарядки — в час пик подзарядить свой телефон сможет каждый четвертый пассажир.
Поезд трогается с места незаметно — и стрелой улетает в тоннель. А в вагоне — тишина и спокойствие: разговаривать можно не повышая голоса, и даже музыку в наушниках хочется сделать тише, чтобы не нарушать покой попутчиков. Все это стало возможным благодаря внедрению в систему кондиционирования и в воздуховоды устройств пассивного шумоподавления.
Поезд Москва-2020 оснащен продвинутой климатической системой с функцией обеззараживания воздуха
Не проехать свою остановку в таком спокойствии поможет информационная система в салоне. В новом поезде, помимо наддверных табло диагональю 56 дюймов, впервые в столичном метрополитене применены интерактивные LCD-дисплеи под потолком диагональю 20 дюймов — по четыре на каждый вагон.
В блоки на потолке также встроены информационные экраны
Есть и интерактивные схемы метро, их экраны сенсорные: тут можно изучить карту метрополитена, легко меняя ее масштаб, и построить маршруты. При этом интерфейс переведен на девять языков, а стекло экрана очень прочное.
Отдельное внимание уделено климатической системе, она автоматически поддерживает комфортные параметры температуры. Более того, поезд Москва-2020 оборудован системой обеззараживания воздуха в салоне. Она представляет собой специальное устройство с амальгамными бактерицидными ультрафиолетовыми лампами, система может обеззараживать до 3300 кубометров воздуха в час. Разработана установка российской компанией, а ее характеристики и алгоритмы работы были определены в результате многочисленных испытаний, проведенных профильным институтом Роспотребнадзора. В скором времени этой системой будет оборудован весь парк метро столицы.
Так вот незаметно — тихо, быстро и комфортно — поезд домчал до конечной станции. «Поезд дальше не идет, просьба освободить вагоны!» Выходим вместе со всеми пассажирами и… Давайте напоследок воспользуемся служебным положением и заглянем туда, куда обычный пассажир попасть не может, — в кабину машиниста!
Из кабины машиниста открывается прекрасный обзор, а панель управления максимально функциональна и эргономична
Вход в нее возможен только по индивидуальной карте, она же нужна для запуска системы управления. Внутри просторно, на пульте управления все максимально удобно для работы и эргономично: тянуться, отвлекаясь от дороги, не нужно ни к одной кнопке или сенсору. Креслу машиниста позавидуют многие автомобили бизнес-класса. Оно поворотное, с обилием регулировок: можно изменять наклон спинки, выбирать один из трех режимов подрессоривания, а также использовать дополнительный поясничный подпор. Помимо прочего, есть подстаканник и даже охладитель для бутылок с водой. На лобовом стекле — противосолнечная шторка (пригодится для наземных участков пути).
В салоне установлено множество камер видеонаблюдения
Разумеется, не забыта и безопасность — точнее, тут она возведена в абсолют! К примеру, кабина машиниста оборудована системой интеллектуальной поддержки. Световыми и звуковыми сигналами она информирует о работе всех систем поезда, а в случае неисправности подскажет машинисту, как выйти из ситуации. При этом состояние самого машиниста во время движения контролирует система Антисон. Также в кабине размещены и камеры видеонаблюдения.
Выходим обратно на платформу, а поезд отправляется в дальнейший путь. Всего с 2020 по 2023 год в столице планируют закупить 170 восьмивагонных составов Москва-2020. Каждый из них сможет перевозить до 1490 пассажиров. Работают новые поезда на Кольцевой и Калужско-Рижской линиях, а в октябре 2021 года самые современные составы начали работать и на Большой кольцевой линии. И со временем их число будет только увеличиваться. Это говорит о том, что столичная подземка не намерена останавливаться в развитии, повышая уровень сервиса для каждого пассажира.