Илья Хлебушкин, кроссовер Changan CS75 и тест-драйв по-китайски
Малоизвестная у нас китайская компания Changan у себя дома — одна из четверки крупнейших автопроизводителей (наряду с FAW, SAIC и Dongfeng). И старейших — ее история началась аж в XIX веке! Заложенная в 1862 году в городе Чунцин машиностроительная мануфактура Chang An Machinery после революции 1949 года была национализирована государством. И до 1962 года занималась сугубо обеспечением китайской армии небольшими внедорожниками.
Сегодня Changan только под собственным брендом ежегодно продает машин в разы больше, чем наш АвтоВАЗ, — порядка 1 млн 300 тысяч. Плюс еще почти такое же количество контрактно собранных автомобилей Ford (800 тысяч машин), Suzuki (200 тысяч машин), Mazda (100 тысяч) и французских Peugeot и Citroen (50 тысяч). В 2014 году было продано 2 млн 540 тысяч автомобилей. Но только 30 тысяч из них ушли на иностранные рынки — по большей части в Латинскую Америку, Египет и Азербайджан. Продаются автомобили Changan и у нас, но результаты слабенькие: в прошлом году было реализовано 1119 кроссоверов Changan CS35 и 25 седанов Changan Eado, в первой половине этого года — и вовсе лишь 222 автомобиля.
Самая, пожалуй, интересная модель в разношерстном семействе Changan — свежеиспеченный кроссовер CS75 размером с BMW X3 (4650 мм в длину), впервые показанный осенью 2013 года в Гуанчжоу и Франкфурте, а на недавней выставке в Чунцине представленный с полным приводом.
Вполне свежий образ (лишь в деталях чем-то напоминающий об автомобилях Land Rover) — работы не европейцев, а китайского шеф-дизайнера по имени Чен Жен, который, впрочем, учился и живет в Турине. Один из бензиновых моторов серии Blue Core, атмосферный 2.0 (150 л.с., 200 Нм), сочетается только с шестиступенчатой «механикой», а чуть более мощный двигатель 1.8 с турбиной Borg Warner (177 л.с., 230 Нм) — с шестискоростным «автоматом» Aisin.
В списке оснащения — системы стабилизации, контроля давления в шинах, слежения за «слепыми» зонами, целых шесть подушек безопасности, крепления Isofix, раздельный климат-контроль, камера заднего вида, круиз-контроль, люк с электроприводом, электроручник с функцией Auto Hold, запуск двигателя кнопкой, информационно-развлекательная система с тачскрином и управлением на руле и нечасто встречающийся у машин из Поднебесной обогрев сидений. Богато! Цена в Китае — от 108800 юаней, что в переводе на нашу валюту — 950 тысяч рублей. И пятизвездочная безопасность в китайском краш-тесте C-NCAP. Заманчиво?
Вот и мне было любопытно опробовать CS75 на полигоне Changan в нескольких сотнях километров от Чунцина.
Я не понаслышке знаю, что такое тест-драйв по-китайски. На дороги журналистов без местных прав не пускают, в лучшем случае — недолгий челночный бег по короткому асфальтовому прямику на отгороженной заводской территории или полигоне. Но в этот раз китайцы превзошли самих себя. Автомобиль мне предложили протестировать… прокатившись несколько минут на пассажирском сиденье. Неспешно, не разгоняясь быстрей 40—50 км/ч, мы профланировали по нескольким дорожкам уменьшенной копии Дмитровского автополигона. Пытаюсь хоть о чем-то расспросить водителя — но мой «гид» за рулем ни слова не понимает по-английски.
В общем, в результате этого удивительного первого в моей жизни скоротечного «пассажирского» тест-драйва я успел выяснить, что у CS75 в салоне в достатке и места, и жесткого пластика. На деталях отделки встречается облой, а ручки открывания дверей люфтят. Передние кресла из липнущей на жаре кожи — плосковаты, со слабой боковой поддержкой, а на втором ряду хоть и просторно коленям, есть дефлекторы вентиляции и можно регулировать наклон частей спинки, сложновато пристроить ступни: доступ под подушку переднего сиденья перекрывает внушительная ступенька поперечины пола кузова.
Турбомотор 1.8 довольно тих и уравновешен, но мощью не поразил: не самый крутой 30-процентный тарированный подъем китайский кроссовер преодолел, надсадно воя на первой передаче. А подвеска… С мелочевкой, выступающими канализационными люками и небольшими одиночными ямками она справляется. Но на мощенной булыжником дороге — такое кинематическое рассогласование, что упругие элементы входят в резонанс вплоть до замыканий на буферы сжатия, пропуская громкие и хлесткие удары, причем особо сильно достается пассажирам второго ряда. Может, подвеска уже устала за те 16 тысяч километров, что прошел тестовый автомобиль?
Возможно, мы узнаем это, по-настоящему протестировав автомобиль, — если Changan, как обещает, в этом году предложит свою новинку на российском рынке. Это, кстати, будет попыткой номер два: CS75 должен был появиться у нас еще в конце прошлого года, однако в присущей китайцам манере старт продаж был отменен.