Ластик: как Toyota GR Yaris стирает скуку
Окей, Гугл, Истанбулда эски лястик нереден алыныш?
По-турецки это значит «Где купить старые шины в Стамбуле?». У меня есть примерно два часа, чтобы найти комплект подержанных 18-дюймовых покрышек, поставить их на шикарные кованые колеса BBS — и сжечь. Все остальное уже готово: арендован небольшой автодром на окраине Стамбула, из Бельгии туда доставлена Toyota GR Yaris, а из Москвы прибыли мы с оператором Лехой. Не хватает только «лястика». То есть шин.
Иногда они возвращаются. Почти тридцать пять лет назад, 1 октября 1986 года, Toyota показывала в Токио необычную трехдверку с турбомотором и полным приводом. Сто восемьдесят пять сил — это был самый мощный на тот момент серийный двухлитровый двигатель во всей Японии. Однако еще круче оказалась диковинная для того времени трансмиссия с центральным дифференциалом. Покупателям и даже журналистам приходилось втолковывать, зачем вообще на легковушке нужен полный привод, да еще с таким серьезным девайсом, отвечающим за распределение тяги между осями. Но это был, не забывайте, 1986 год — и даже про Audi quattro в Японии знали еще далеко не все. Поэтому Toyota в 1988-м снарядила свою чудо-машинку на раллийный чемпионат WRC, а то, что было дальше, уже история, ведь тот автомобиль назывался Toyota Celica GT-Four.
Я думал, что те времена давно прошли для автопрома вообще и для Тойоты в частности. Но в 2020 году на автосалоне в Токио показали GR Yaris.
Это совершенно точно самая сумасбродная Toyota за последние 30 лет. Три цилиндра, 261 сила, «механика» — и путевка в WRC. История повторяется, хотя и не дословно. Например, Тойоте сейчас уже ничего не нужно доказывать в ралли. Она взяла титулы в сезонах 2019 и 2020 с прежним Ярисом, но тот уходит на пенсию, а вместо него уже пришел Yaris четвертого поколения. И на самом деле мы с вами сейчас должны были разговаривать именно о нем, ведь этот новый Yaris только что выиграл европейский конкурс Car of the Year 2021. И в Стамбул на встречу с Тойотой я попал только благодаря тому, что начиная с этого года буду представлять Авторевю и Россию в жюри COTY.
Вообще мне «повезло» с дебютом в карантинный год. Вот бывает drive-by-wire, а передо мной на полном серьезе маячила перспектива опробовать drive-by-mail — в смысле испытывать автомобили в удаленном режиме по почте. Ведь ездовые тесты в рамках COTY традиционно проходят в октябре в Дании и в феврале в Париже, но почти вся Западная Европа до сих пор закрыта на карантин, массовые мероприятия отменены, а исключений не делают даже для Женевского автосалона. Коллегам из западноевропейских стран автопроизводители присылали тестовые машины прямо к дому, но нужно ли говорить, сколько таких посылок я обнаружил у своего подъезда? Особенно с учетом того, что из семи финалистов COTY 2021 официально в России продаются только Octavia и Defender.