Игорь Владимирский о том, почему к нам в Россию возвращаются лишь Fiat 500 и Punto?
Весной альянсу компаний FIAT и Chrysler исполнилось три года. За это время марка Fiat вернулась на американский рынок, в континентальной Европе начались продажи автомобилей Dodge и Chrysler под брендами Fiat и Lancia, а в США дебютировал построенный на итальянских агрегатах седан Dodge Dart. Но почему к нам в Россию возвращаются лишь два «старых» хэтчбека - Fiat 500 и Punto? За ответом я отправился в Италию.
В Италии FIAT по-прежнему в почете: местная молодежь без стеснения носит футболки и куртки с логотипом компании. На домашнем рынке в прошлом году продано 559 тысяч машин - марки Fiat, Lancia и Alfa Romeo до сих пор обеспечивают почти треть спроса. По объему продаж для ФИАТа значительнее лишь рынок Бразилии (773 тысячи машин), а Германия и Франция отстают, причем заметно - 124 и 111 тысяч автомобилей соответственно.
А что Россия?
Еще до революции в Москве началась лицензионная сборка грузовиков Fiat 15-Ter - позже эта полуторка в упрощенном виде под названием АМО Ф-15 стала первым серийным автомобилем в СССР и положила начало истории ЗИЛа. В пятидесятых от конструкции двухдверки Fiat 600 отталкивались создатели «горбатого» Запорожца, а в следующем десятилетии итальянцы заключили с Советским Союзом «контракт века» на постройку ВАЗа. Потомки седана Fiat 124 до сих пор выпускаются в Ижевске, а общий тираж заднеприводных Жигулей превысил 17 млн штук - это почти половина нынешнего «легкового» автопарка страны!
Но сами итальянцы российским рынком всерьез не занимались никогда. В 2006 году за продвижение Фиата взялась компания Северсталь-Авто (нынешний Соллерс), но ценовая политика тогда вводила в замешательство. Как вам, например, базовая Panda по цене всеволожского Фокуса? Даже «народный» седан Fiat Albea татарстанской сборки на пике продаж в 2008 году разошелся тиражом всего в 17 тысяч машин - тогда же было продано 74 тысячи Логанов и 93 тысячи Фокусов. В Соллерсе объясняли это высокими ценами на турецкие машинокомплекты. Неужели Albea с конструкцией, восходящей к началу восьмидесятых, в производстве дороже Логана?
В прошлом году Соллерс и FIAT расстались - и с этой весны импортом Фиатов в Россию занимается представительство компании Chrysler. Решение логичное, но... В российском Крайслере никогда не занимались массовыми машинами - продажи автомобилей Chrysler, Dodge и Jeep в России не превышали 10 тысяч в год. По логистике, по маркетингу - разница колоссальная. Поэтому рестарт марки Fiat новый импортер решил провести под флером «итальянского эксклюзива», начав с продаж лишь двух легковых моделей - хэтчбеков Fiat 500 и Punto. Журналистов пригласили в Италию - и...
И на стоянке у отеля в провинциальном городке Оледжо-Кастелло я увидел Punto с... московскими номерами! Оказывается, в местном пресс-парке не нашлось нужного количества машин в подходящей спецификации и их пришлось тащить на автовозе из России. Оно и понятно: в Италии предпочитают версии с дизелями и моторами, работающими на метане. А для нас актуальнее бензиновые «четверки» 1.4: это древний восьмиклапанник (77 л.с.), передовой 16-клапанный мотор с бездроссельной системой впуска Multiair (105 л.с.) и его турбоверсия (135л.с.).
Сам Punto уже не нов. Он дебютировал в 2005 году под названием Grande Punto и нашел в России 6700 покупателей. Три года назад хэтчбек эволюционировал в Punto Evo, но до нашего рынка так и не добрался. А в прошлом году на фоне снижающихся продаж (минус 17% к результату 2010 года) итальянцы решили «перезапустить» Punto под традиционным именем без приставок и суффиксов, попутно добавив машине пару новых штрихов.
Езда на «пунтике» - в кайф! Машина хорошо держит прямую, а каждый поворот - в радость: электроусилитель руля настроен неплохо. Причем версии с атмосферными моторами по настройкам шасси лишь немного уступают «подогретому» турбохэтчбеку - разве что чуть ниже усилие на руле и чуть мягче подвеска. А звук выхлопа даже у базовых машин настроен так, будто едешь на спорткаре: низкий, без дешевого повизгивания на «верхах».
Но роботизированная коробка передач Dualogic с одним сцеплением на 77-сильной машине - ад! Сильные рывки, большие задержки... А пятиступенчатый преселективный «робот» с двумя сцеплениями только разрабатывается и появится на Punto лишь в следующем поколении, которое стоит ждать года через два.
Fiat 500? С момента дебюта в 2007 году забавный ретрокар почти не изменился. Как и во времена Соллерса, в России будут продавать машины с двигателями 1.2 (69 л.с.) и 1.4 (100 л.с.). Поездка по итальянским дорожкам лишь освежила воспоминания: ехать на «пятисотом» приятно, но не очень удобно - специфическая высокая посадка на заваленной назад подушке сиденья далека от идеала.
В Европе «пятисотка» пользуется бешеным спросом - она маленькая, стильная и напоминает об оригинальном Чинквеченто, который более полувека назад поставил на колеса всю Италию. Но в россиянах даже схожесть с «горбатым» Запорожцем не пробудила ностальгических чувств - за четыре года Fiat 500 в России купили лишь 525 человек. У Bentley клиентов и то больше. На бурный рост продаж не стоит рассчитывать и сейчас, но отрадно то, что цены по сравнению с 2009 годом почти не изменились - от 552 тысяч рублей. Почти столько же стоит и пятидверный Punto - от 555 тысяч рублей, то есть на одном уровне с хэтчбеками VW Polo или Opel Corsa, которые тоже не очень популярны у россиян.
А другие модели? В июле будут возобновлены продажи знакомых нам «каблучков» Fiat Doblo прошлого поколения, но уже не российской, а турецкой сборки. Цены - от 460 тысяч рублей за фургон и от 560 тысяч за пассажирскую версию.
Несколько новинок будет представлено в августе на Московском автосалоне - скорее всего, это открытый Fiat 500C и новый Doblo второго поколения.
Древняя Albea уже снята с производства в Турции, седан Fiat Linea к нам вряд ли вернется, да и новые четырехдверки Grand Siena и Viaggio у нас пока не появятся - ареал их обитания ограничен Южной Америкой и Китаем. Зато есть надежда, что у россиян наконец-то будет возможность официально купить автомобили Lancia! Правда, не раньше чем через пару лет и… под маркой Chrysler. Точно так же итальянцы уже поступили в Англии, чтобы не тратиться на открытие новой дилерской сети.
Но о том, чтобы в России вывести Fiat «в массы», можно будет говорить лишь после запуска локального производства. Случится это через пару-тройку лет - сейчас у итальянцев есть только предварительное соглашение со Сбербанком. А пока массовые фиатики будут оставаться у нас экзотикой.