Юрий Ветров о новом лифтбеке в модельной линейке Школы — встречайте Rapid
Никому нельзя верить. Полгода назад сам Винфрид Фаланд, президент совета директоров фирмы Skoda, обещал мне, что Rapid для Европы и России будет седаном. А он оказался хэтчбеком! Вернее, лифтбеком - по образу иподобию Октавий.
- Седан Polo для Европы? Если мы примем такое решение, то нам ничего не придется менять в автомобиле! Разве что будем думать об увеличении производства в Калуге…
Так ровно два года назад говорил другой немец, Томас Мьюзер, ответственный в концерне Volkswagen за продажи в Восточной Европе и Центральной Азии. Ну никому нельзя верить, решительно никому! Потому что Поло-седана для европейских рынков как не было, так и нет. А вот соплатформенная Skoda Rapid - есть.
За ужином на презентации Рапида в Австрии пробиться за стол к немецкому топ-менеджменту я не смог. Сажусь на свое место, а напротив…
- Здравствуйте! Меня зовут Мартин Хрдличка, я отвечаю за двигатели и шасси.
Можно было, конечно, пересесть за столик к словаку Йозефу Кабану, главному дизайнеру, и до хрипоты спорить о том, что же такое timeless design, то есть дизайн вне времени. Вечная «классика», на мой взгляд, это Alfa Romeo 156 и «трешка» BMW серии Е36, а не рублено-квадратная Octavia первого поколения, в наследники которой прочат Rapid. Но мне нравится эта огранка, нравится законченность линий. А все почему? Потому что глаза у Кабана горят! Это его и только его дизайн - тот самый «новый стиль Шкоды», прошедший сквозь сито конкурсов и смотрин у начальства.
Интерьер тоже хорош. Заменить бы только похожий на краба четырехспицевый руль на нормальный - и Rapid изнутри будет точь-в-точь как Superb. На вид. Но на ощупь это даже не Fabia, где в дорогой комплектации доступна мягкая накладка на переднюю панель. В Рапиде даже в топ-версии пластик повсюду жесткий, податливы только «контактные» части дверных подлокотников. Ощущение, что производитель неплохо сэкономил, поддерживают и отсутствующее зеркальце в водительском солнцезащитном козырьке, и кресла от седана Polo, которые на версиях подешевле заменены простецкими «стульями» с высокой спинкой от малышки Citigo.
Но сидеть удобно: к «геометрии» не придерешься, руль регулируется в двух направлениях, все ручки-кнопочки на своих местах. А благодаря всепроникающей унификации можно создать иллюзию богатства. Щиток приборов с большим дисплеем от Audi Q3? Пожалуйста! Мультимедийный всефольксвагеновский «бум-бокс» RNS 315 с навигацией, который в Шкоде именуют «Амундсеном»? Не проблема!
Пиарщики и маркетологи, что чешские, что российские, отмахиваются от сравнений с Поло-седаном, как подмосковные дачники от полчищ комаров: ожесточенно и безрезультатно. Мол, у Рапида даже габариты другие! Он и впрямь на добрые 100 мм длиннее, и база на 50 мм больше. Но спросите сейчас у автомобильного инженера: сложно ли растянуть машину?
- Никаких проблем! - отрубил Мартин Хрдличка. - Помню, когда я работал над первым Супербом…
Хрдличка, можно сказать, потомственный конструктор автомобилей марки Skoda. Его дед проектировал первый, еще двухдверный Rapid образца 1935 года. Его отец в восьмидесятых разрабатывал Favorit. А сам Мартин пришел в конструкторское бюро Шкоды в 1993 году. До этого он успел окончить Чешский технический университет, год попрактиковался в спортивном отделе фирмы ZF Sachs (она тогда называлась Fichtel & Sachs) и два года проработал в «грузовом» подразделении компании Mercedes-Benz. В Шкоде он уже через два года был откомандирован в Вольфсбург, в отдел разработки шасси, а первым автомобилем, который доверили настраивать Мартину, стала Fabia образца 1999 года. Потом был Superb первого поколения. А с 2008 года Хрдличка возглавляет на Шкоде департамент шасси и силовых агрегатов. К слову, Мартин неплохо говорит по-русски и лишь иногда переходит на английский, если дело касается технических тонкостей.
Насчет устройства машины он лукавить не стал.
- Для Рапида новая модульно-поперечная матрица MQB, на которой будет построена Octavia следующего поколения, великовата. Передний модуль у Рапида от Фабии, а задний - от предыдущей Октавии.
Отсюда, кстати, характерная «двухколейность»: колея задних колес, как и на седане Polo, на 37 мм шире, чем у передних. Чехам не привыкать настраивать такую сборную солянку. Вспомните хотя бы, что из тех же «кубиков» шесть лет назад был построен Roomster.
А почему решили оставить электрогидравлический усилитель руля от Фабии, а не поставили чисто электрический от Polo? Под строгими взглядами опекавших его пиарщиков Мартин замялся. А потом стал рассказывать об отсутствии внутрикорпоративного каннибализма с автомобилями марки Volkswagen, о неготовности некоторых компонентов к серийному производству...
а Volkswagen разбирался с проблемами электроусилителя на Polo, чехи решили подождать? Ведь Skoda, как мне втолковывал этой зимой Фаланд, марка консервативная.
Вот и с моторами для России чехи перестраховываются.
- В вашем бензине и дизтопливе слишком много серы, поэтому с двигателями для вашей страны мы пока не определились, - говорит Хрдличка. - У нас есть атмосферный двигатель 1.6 в двух спецификациях: под нормы Евро-2 и Евро-4. Вот он переваривает ваше топливо без проблем.
Но Rapid 1.6 в Австрию не привезли. На первое мне достался автомобиль со 122-сильной версией турбомотора 1.4 TSI и семиступенчатой преселективной коробкой передач DSG с сухими сцеплениями. Кстати, Рапидам с другими двигателями - а это и дизель 1.6 TDI в двух вариантах форсировки (90 и 105 л.с.), трехцилиндровый бензиновый атмосферник объемом 1,2 л (75 л.с.), и два четырехцилиндровых турбомотора 1.2 TSI (86 и 105 л.с.) - автоматической коробки пока не положено.
Под заводной рык Rapid 1.4 TSI ускоряется резво, с огоньком. А при спокойной езде у коробки DSG нет маниакальной страсти к высшим передачам: плавные разгоны происходят, как правило, в рамках одной-двух ступеней. А вот от характерных для «преселектива» подергиваний на черепашьих скоростях инженерам Шкоды избавиться не удалось.
Лифтбек с турбодвигателем 1.2 TSI (105 л.с.) и шестиступенчатой «механикой» по ощущениям лишь немногим медленнее. Разгон легок и воздушен: сцепление и привод коробки работают благородно, передачи удачно цепляются друг за друга, а небольшие заминки на раскрутку турбины процесс не омрачают.
И управляются оба бензиновых Рапида надежно. В автобан вцепляются бульдожьей хваткой, точны при перестроениях. А руль - образчик информативности: за электрогидравлический усилитель отдельное спасибо Хрдличке и коллегам! В поворотах с Рапидом справится и домохозяйка: машина охотно следует за баранкой, крены невелики, а в «пределе» первыми срываются в скольжение передние колеса. И никаких вихляний: неотключаемой системе стабилизации если и придется бороться за устойчивость, то нечасто.
Но жесткая европодвеска, увы, чересчур подробно информирует обо всех изъянах покрытия вне зависимости от посадочного диаметра шин - немилосердно трясло и на 17-дюймовых колесах, и на 15-дюймовых. Но нам-то положена другая подвеска! Та, что в Шкоде зовется «пакетом для плохих дорог»: с ней клиренс будет на 15 мм больше (151 вместо 136 мм). Мартин обещает, что пружины и амортизаторы для российской версии будут чуть мягче. Но покуда Rapid не доехал до России, я бы и акустический комфорт оценивал очень осторожно. Это на чистеньких и гладких европейских дорогах Skoda тиха, как мышка-норушка. А попади она на наш шершавый асфальт? А будь под капотом голосистый мотор от седана Polo?
В чем сомнений нет, так это в пассажировместимости и грузовозных возможностях. Багажник на 550 литров - огромный чулан, где дети могут играть в прятки. А под полом есть еще большая ниша для полноразмерной запаски и инструмента. На галерке свободно, как в Октавии.
Мечта таксиста!
Или того, кто ищет полноценный, но недорогой автомобиль гольф-класса. Именно эту нишу по доброй воле потихоньку освобождают и французы, и немцы с корейцами, двинув в погоню за «премиумом». Поэтому так оптимистичен герр Фаланд и его коллеги, прочащие Рапиду такой же успех, как Фабии и Октавии.
Но «выстрелит» или нет европеизированный Rapid, зависит главным образом от цен. Официальный рыночный дебют состоится на автосалоне в Париже, а первыми в октябре автомобиль получат чешские покупатели. Знаете, какой автомобиль считается у чехов главным конкурентом Рапида? Hyundai Solaris, до сих пор не продающийся ни в Чехии, ни в Германии!
В России Rapid дебютирует только в следующем году. Исходя из того, что люди из Шкоды позиционируют Rapid между Фабией и Октавией, можно предположить, что и цена попадет в вилку между ними. А это значит, что с мотором 1.6 и «механикой» даже в базовой комплектации лишь с двумя подушками безопасности, АБС и без кондиционера он будет никак не дешевле 519 тысяч рублей, что просят за аналогичную Фабию. Дороговато! Четырехдверный Polo при схожем уровне оснащения обойдется на целых 80 тысяч дешевле. Зато у Рапида есть неоспоримые грузопассажирские преимущества. Причем через год-два, когда появится Rapid-универсал, их станет еще больше.
Стоит подождать?