На обновленном корейском кроссовере я проехал по дорогам Урала — от Челябинска до Уфы

Фото: компания Hyundai | Константин Сорокин

Челябинск-65, Златоуст-36, Свердловск-44 — слышали когда-нибудь такие названия? Теперь-то эти «ядерные» города бывшего СССР переименованы в благозвучные Озерск, Трехгорный и Новоуральск… А вот у корейской компании Hyundai, видимо, иссяк запас красивых имен — и в названиях многих массовых моделей сохранятся буквенно-цифровые индексы. В их числе и среднеразмерный кроссовер Hyundai ix35. Что, помимо наличия цифровых обозначений, объединяет, скажем, Свердловск-44 и ix35? Лишь то, что на обновленном корейском кроссовере я проехал по дорогам Урала — от Челябинска до Уфы.

Удивительное дело: фейслифтингом «тридцать пятого» занимались европейские дизайнеры из студии в Рюссельсхайме, но машина как была, так и осталась по-азиатски вычурной. Наверное, «художникам по металлу» не удалось убедить корейских боссов, что на боковинах кузова неплохо было бы завуалировать навязчивые декоративные элементы. Так что обновленный Hyundai ix35 не стал краше и внешне, на мой взгляд, здорово проигрывает соплатформенному кроссоверу Kia Sportage.

Но вечерний костюм уже неплох. Когда включаешь «иллюминацию», машина эффектно вспыхивает биксеноном и светодиодами ходовых огней и задних фонарей. Правда, кормовые «гирлянды» ставятся на дорогие версии, а машины попроще светятся по старинке — лампами накаливания.

Фары головного света обзавелись «биксеноном» и получили светодиодные «дорожки» ходовых огней
Такие фонари устанавливаются только на дорогие комплектации ix35. У машин попроще — задняя светотехника с обычными лампами накаливания
0 / 0

Радикальных изменений в интерьере я не нашел. Комбинацию приборов «утяжелили» цветным дисплеем — и теперь она выглядит как игровая приставка, больше отвлекая, чем информируя. По крайней мере интуитивно перелистывать показания маршрутного компьютера и выводить на экран нужные показания у меня получалось плохо. А вот навигационный компьютер с семидюймовым дисплеем, «мультимедией» и картографией Navteq понравился: толковое управление, отличная картинка. На машинах без навигации на его место ставится экран камеры заднего вида, которая работает в тандеме с парктроником.

Выходит, что главное новшест­во надо искать под капотом: вместо прежнего двухлитрового мотора Theta II теперь новый, тоже двухлитровый, двигатель семейства Nu. И что? Да ничего: и мощность (150 л.с.), и 191 Нм крутящего момента остались теми же. Равно как и экологический класс. Отличия — в системе питания (вместо распределенного впрыска топлива теперь непосредственный) и лучшей сбалансированности. Не готов сказать, в какой степени это заслуга собственно мотора, а в какой — конструкции его подвеса и системы глушения, но на холостом ходу в салоне уже не слышно ни шороха, при интенсивном разгоне машина уже не пугает истошным воем — и, похоже, действительно снизился расход топлива: при довольно активной загородной езде у меня выходило примерно 9 л/100 км. Но характер у нового мотора остался скучным, безликим. Здесь, на Урале, у меня не было возможности поездить «на ручке», но я надеюсь, что в тандеме с механической коробкой передач двигатель проявит себя ярче. Тем более что «механика» у ix35 теперь шестиступенчатая. Кроссоверы Hyundai ix35 с такой трансмиссией стоят от 899 тысяч рублей. Машины с «автоматом» предлагаются минимум за 949 тысяч рублей за переднеприводную версию и 1 млн 109 тысяч рублей за полноприводную — такие цены обещают удержать до марта 2014 года.

Мультимедийный компьютер с семидюймовым монитором, установленный на центральной консоли, штука толковая и полезная. К блоку управления микроклиматом тоже нет никаких претензий
Интерьер ix35 стал чуть мягче, симпатичнее и богаче. Но революционных переделок в салоне нет
0 / 0

Изменения в дизельной программе свелись к тому, что после годового перерыва на наш рынок вернулась дефорсированная версия двухлитрового мотора. Мощность — 136 л.с. — осталась прежней, но момент подрос до 373 Нм (раньше было 320 Нм). Мотор довольно тихий, экономичный (на трассе я легко укладывался в 7 л/100 км), тяговитый и отлично ладит с шестиступенчатым «автоматом» (дизельных версий с «механикой» у нас больше не будет). Чего не хватало, так это возможности при напряженных обгонах сделать мощный спринтерский рывок в режиме «kick down»! Но это во мне говорит избалованность мощной 184-сильной версией. Дизельные «ай-иксы» по-прежнему дорогие — от 1 млн 179 тысяч рублей за машину с «младшим» мотором и полным приводом, а за версию с форсированным дизелем просят 1 млн 349 тысяч рублей.

Обогрев рулевого колеса? Девчонкам понравится! А вот назначение системы Flex Steer, позволяющей менять усилие на руле от «комфортного» до «спортивного», я не понял. Дело даже не в мизерной разнице между настройками — дело в целесо­образности самой идеи, ведь даже с «зажатым» усилителем Hyundai ix35 не начинает точнее управляться. Маркетинговый манок, не более того.

Комбинация приборов красивая и яркая. Но вот считывать с нее информацию «вполглаза» не получается — слишком «многа букафф». Да и компоновка шкал непривычная

Кстати, руль на обновленной машине стал «легче» — эффект дало уменьшение плеча обкатки. Передний подрамник теперь устанавливается на резиновые опоры, применен новый поворотный кулак и изменены точки крепления элементов передней и задней подвесок. Насколько серьезно все это повлияло на управляемость и курсовую устойчивость, станет ясно после тестов на Дмитровском автополигоне. На уральских же дорогах шасси показалось мне шумноватым, на разбитых участках не баловало комфортом: там, где вазовские «десятки» и Приоры уверенно «лупили» за сотню, я вынужден был сбавлять скорость из-за запредельных вертикальных ускорений и боязни повредить подвеску.

В России Hyundai ix35 уже второй год удерживает четвертую строчку в рейтинге кроссоверов класса C+: за восемь месяцев этого года продана почти 21 тысяча машин, причем на фоне стагнирующего российского рынка спрос по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос на 19%. Впереди — Toyota RAV4 (26931), Nissan Qashqai (22937) и родственный Kia Sportage (21831), который со дня на день тоже обновится.

***

Надеюсь, что не выдал ничьих секретов. Но если вы перелистнете страницу, то узнаете, какую информацию можно извлечь из безобидной печатной публикации.

Заглянули на Огонек

Это — расшифрованная американцами копия фотографии, которую сделал фотограф Всеволод Тарасевич, — снимок по нашей просьбе отыскали коллеги из Огонька. Обратите внимание на необычную ориентацию схемы: юг находится справа, восток сверху, а север — слева

В июле 1958 года советский журнал Огонек подготовил статью, посвященную промышленной энергетике Урала. В редакции материал сочли ­идеологически правильным, пропитанным духом плановой экономики, отражающим бурные успехи социализма — и подписали в печать. О том, какую бомбу под советскую власть плюс электрификацию всей страны журналисты Огонька заложили в той публикации, в Москве узнали только через девять лет. Причем узнали из американской прессы. Оказалось, что по статье в Огоньке аналитики ЦРУ расшифровали систему энергоснабжения всего Уральского региона, приблизившись к секретам советской ядерной программы.

Подарком для американской разведки, которая во все времена внимательно листала нашу периодику, стала фотография центрального диспетчерского пульта Уралэнерго. На первый взгляд, вполне типичный, безо­бидный снимок. Однако сотрудник отдела ядерной энергетики ЦРУ Чарльз Ривз, который до прихода в разведку работал в промышленной энергетике и про выработку и передачу электричества знал все, задержал наметанный взгляд на большом стенде, установленном перед рабочими местами диспетчеров. Контурные объекты, лампочки, пиктограммы, соединительные линии, петли. Ривз предположил, что на электрифицированном панно не что иное, как общий план уральской энергосистемы. Если это действительно так, то на нем обязательно должны быть обозначены крупнейшие промышленные потребители, среди которых легко выделить заводы по выработке стратегического ядерного сырья — их электрические «аппетиты» обычно исчисляются сотнями и тысячами мегаватт. Советские цензоры тщательно заретушировали заднюю часть снимка, но общий «скелет» схемы был различим. Осталось понять обозначения, идентифицировать электростанции, соотнести их с типами линий электропередач, сделать географическую привязку, вычислить, какие ЛЭП идут к интересующим предприятиям, посчитать баланс энергии и… Зная подводимую электрическую мощность к заводу по обогащению ядерного сырья, можно прикинуть и объемы выработки расщепляющихся материалов — зависимость тут прямая.

Как оказалось, «пульс Урала» в той самой статье прощупывался слишком хорошо... (Коммерсант/Огонек)
Как оказалось, «пульс Урала» в той самой статье прощупывался слишком хорошо... (Коммерсант/Огонек)
0 / 0

Надо ли говорить, что в 1958 году подобная информация была для американцев на вес золота? Да что там золота — на вес урана! Давайте вспомним: начало холодной войны, старт гонки вооружений. Хрущев грозит Западу ядерным кулаком, но достоверных данных об атомном потенциале СССР и о реальном количестве советских боеголовок у США нет (о том, что «кузькина мать» не так уж и страшна, за океаном узнали лишь в 1961 году — от полковника ГРУ Олега Пеньковского, самого результативного англо-американского шпиона времен холодной войны).

Агентурная разведка была бессильна: Уральский регион был закрыт наглухо и уже тем более нельзя было попасть в районы, где располагались заводы по производству оружейного урана и плутония. Сами жители «номерных» городов являлись невыездными, находясь под гласным и негласным наблюдением. Скольким иностранным шпионам удалось приблизиться к таким предприятиям и вывезти с их территории пробы воды и грунта (по ним, как по анализу ДНК, можно узнать о виде вырабатываемого топлива, его назначении и технологии производства), доподлинно никто не знает, но известно по меньшей мере о десяти попытках. Как правило, охотников за радиоактивными пробами забрасывали на территорию СССР морем или по воздуху (Помните фильм «Судьба резидента» и его продолжения?). Агенты должны были самостоятельно добраться до заданного района, собрать информацию об интенсивности и характере железнодорожных перевозок вблизи интересующего объекта, после чего взять пробы на радиоактивность и вернуться обратно — как правило, через подготовленный переход на советско-турецкой границе. Кандидатов на заброску (на профессиональном сленге таких «путешественников» называли транзитерами) чаще всего подбирали среди «сломавшихся» в немецком плену солдат и идеологически обработанных выходцев из Прибалтики.

Советские деньги, оружие, специальное снаряжение и складной велосипед — так был экипирован агент-парашютист Федор Саранцев, которого вместе с напарником Александром Османовым в августе 1951 года выбросили над территорией Молдавии. По железной дороге «транзитеры» должны были добраться до одного из стратегических районов на Урале, взять пробы грунта и воды и уйти­ обратно через южную границу. Османова, имевшего при себе весь набор шпионского снаряжения, взяли на железнодорожной станции Бендеры. Саранцев же вовремя «скинул» улики и благодаря безупречным документам и «непробиваемой» легенде вышел сухим из воды. Свою ошибку чекисты исправили через несколько месяцев, арестовав агента на обратном пути с Урала

Энергетический пазл из электростанций, турбогенераторов, распределяющих подстанций, коммутаторов, трансформаторов, линий электропередач, фаз и прочих мегаватт аналитик ЦРУ Чарльз Ривз сложил за пять месяцев, пропустив через себя тонны самой разной информации. Стенограммы допросов пленных немецких инженеров (после войны многие из них работали на Урале, а потом вернулись в ФРГ), аэрофотоснимки, отчеты делегации английских энергетиков, посещавших уральские ГРЭС, и, конечно, открытые источники. Цензура, как оказалось, халтурила не только в Огоньке. Например, производственно-технический журнал Электрические станции в 1948 году опубликовал общий план электрификации Урала. Книга «Энергетика Урала за 40 лет» содержала массу полезной информации по региональным ЛЭП и подстанциям. А в июньском журнале Теплоэнергетика за 1957 год была напечатана схема турбин и котлов Южноуральской ГРЭС, которая тоже облегчила понимание многих конструктивных нюансов. Подробно работу аналитиков ЦРУ в своих воспоминаниях описал американский специалист по ядерной разведке Генри Левенгаупт, так что если интересно, то поищите в интернете: Henry S. Lowenhaupt: The decription of a picture.

В итоге американцам удалось узнать нюансы энергообеспечения трех важнейших стратегических производств на Урале: газодиффузионного завода по обогащению урана в Верх-Нейвинском (Свердловск-44), плутониевого предприятия Маяк в Кыштыме и атомного комплекса в Нижней Туре (Свердловск-45). По полученным данным промышленные ядерщики рассчитали общий объем произведенных материалов и прикинули возможное количество боеголовок. Ну а военные разведчики соотнесли их с известным числом средств доставки — ракет.

Напугала итоговая информация Америку или, наоборот, успокоила, сказать сложно. Да и история с фотографией наверняка была не единственной. А показательна она тем, что львиная доля разведывательной информации черпается из открытых источников.

Журнал Теплоэнергетика за 1957 год стал еще одной подсказкой: на четвертой странице его обложки была напечатана схема турбин и котлов Южноуральской ГРЭС

Рекомендованные статьи