Илья Хлебушкин познакомился с обновленным внедорожником Toyota Land Cruiser 200 в Казахстане
Давным-давно на месте полуострова Мангышлак в Казахстане бушевал океан Тетис, и то, что я буду бороздить его дно на сухопутной круизной яхте - обновленной Тойоте Land Cruiser 200, показалось мне символичным. Сегодня, кстати, тут вовсю добывают нефть и газ…
Лучшее - враг хорошего? Я вдоль и поперек облазил подвергшийся рестайлингу Land Cruiser - и спешу успокоить владельцев «двухсоток» образца 2007 года: пацаны, все пучком, ваши тачилы - не отстой! Тойотовцы и впрямь наносили макияж крайне осторожно: главное - не навредить... Тем более что вредить есть чему, если и через пять лет после дебюта Land Cruiser расходится на ура, а в России это не просто самый продаваемый полноразмерный внедорожник - его выбирает половина всех покупателей машин этого класса! Кстати, в России ежегодно покупают Крузеров в три раза больше, чем в США, Канаде и всех странах Южной Америки вместе взятых - это второе место после нефтеносных арабских государств! Вот какая у нас страна!
В первую очередь замечаешь более осмысленное выражение фар с «линзованными» элементами и «подводкой» ходовых огней. А новый передний бампер, будем надеяться, стал не только агрессивнее, но и практичнее: из прежнего вываливались хило закрепленные противотуманные фары - в результате бамперы приходилось по гарантии менять в сборе.
Прочую ретушь - прибавку хрома на ручках и молдингах дверей, узкие полоски повторителей сигнала поворота в зеркалах, диоды вместо лампочек в задних фонарях и иной дизайн решетки радиатора - смогут идентифицировать влет только опытные «крузероводы».
пруд пруди, они встречаются не реже, чем у нас. И дело не только в нефтегазовой экономике: дороги тут, мягко говоря, не лучше наших. Водители автовозов с машинами для тест-драйва даже не рискнули по ним ехать - до Актау, столицы Мангышлака, «двухсотки» добирались своим ходом.
Едва выбравшись из Актау на ведущую в степь трассу, я понял, что не завидую ребятам, перегонявшим автомобили! Нет, с динамикой все в порядке - тяговитый дизель 4.5 с индексом 1VD-FTV остался без изменений (машины с таким мотором выбирают 70% покупателей), а вот место бензинового мотора 4.7 (2UZ-FE) занял более мощный (плюс 21 л.с.), двигатель 4.6 (1UR-FE). Этот агрегат уже не нов: вместе с шестиступенчатым «автоматом» Aisin (раньше была «пятиступка») он достался «двухсотке» от Лексуса GX 460. Причем эта замена продиктована не столько желанием добавить прыти (хотя прежние бензиновые «двухсотки» на секунду отставали от дизельных в разгоне до сотни, а теперь стали даже чуть быстрее), а тем, что более современный мотор 1UR-FE легче «вписать» в нормы Евро-5.
Управляемость же какой была, такой и осталась, узнаваемой из поколения в поколение: грузовик! На асфальте автомобиль послушен и комфортен только на прямых и ровных трассах. На стыках и трещинах уже потряхивает, на волнах иной раз успеваешь ощутить невесомость, задняя часть повиливает из-за зависимой подвески, а каждое резкое торможение сопровождается клевком и шараханьем в сторону. «Длинным» (от упора до упора - больше трех оборотов) и легким рулем траекторию в быстрых поворотах приходится буквально нащупывать, но лучше загодя сбросить ход еще и из-за нешуточных кренов. Даже система кинетической стабилизации подвески KDSS (Kinetic Dynamic Suspension System) с измененными настройками, при которых ее ресивер стал дополнительным демпфирующим элементом, в борьбе с кренами почти бессильна.
Но вот щербатый асфальт переходит сначала в грейдер, затем в грунтовые колеи, и… парадокс! Скорость осталась той же, «асфальтовой», а ехать стало легче и приятнее. Руль из «пустого» превращается в невозмутимый, а подвеска - во всепрощающую. И мне уже не хочется ехать - хочется «валить»! По безлюдным на сотни километров казахским степям можно мчать хоть 140 км/ч, благо скорость тут ограничивают уже не местные гаишники из «жол полициясы» с камерами и радарами, а лишь огромные пыльные столбы от идущего впереди каравана машин. Спасибо северо-восточному ветру бескунак - не за то, что может сбить с ног, а за то, что уносит в сторону пыльную мглу. А то из-за этой пыли я уже успел прозевать глубокие поперечные колеи степного «перекрестка». Тормозить было поздно, я инстинктивно вжимаюсь в кресло, жду жуткого удара... и преспокойно мчу дальше. Фантастическая энергоемкость!
Ближе к северной части полуострова Мангышлак бесконечная, казалось бы, степь внезапно сменяется причудливыми скульптурами невысоких меловых гор и красивейшим каньоном Капам-Сай, а ровная сухая глина под колесами - крутыми спусками, подъемами, промоинами и хаотичным нагромождением здоровенных валунов.
Мы правда собираемся проехать именно тут? Что ж, тогда самое время проверить перенастроенную систему Crawl Control, своеобразный «круиз-контроль» для бездорожья (теперь у системы пять фиксированных положений в диапазоне скоростей от 1 до 7 км/ч вместо прежних трех). Поворотом ручки включаю пониженную передачу, блокирую нажатием кнопки «центр», в системе Multi Terrain Select, похожей на лендроверовскую Terrain Response, выбираю режим «камни», еще одной кнопкой активирую Crawl Control и… убираю ноги с педалей. Теперь - только рулить под хруст тормозов, а при самых крутых маневрах нажимать на кнопку системы Turn Assist, подтормаживающую заднее внутреннее колесо, - и втискиваться в поворот в один прием вместо трех. Никогда еще преодоление такого жесткого бездорожья не давалось настолько просто! До скучного.
Но Мангышлак подготовил еще один сюрприз. На мысе Песчаном, в 70 км от Актау, на берегу Каспия обнаружились барханы, похожие на те, что мы покоряли вместе с кроссовером Range Rover Evoque в Аравийской пустыне (АР№12, 2011). Только песок тут другой - не истертый почти в пыль, а тяжелый, крупный, с частичками ракушек. Когда он сырой, по нему ездить труднее, чем по обычному, - он вязкий, как глина. А главное на сухих склонах барханов - не терять скорость. Педаль в пол, - и взлет-посадка, вправо-влево, вверх-вниз, взлет-посадка... Почище американских горок! И лучше всего предаваться этим забавам на дизельной версии: более моментный мотор в песке заметно отзывчивее бензинового. Очень пригодилась и встроенная в радиаторную решетку камера (раньше была только задняя, а теперь их четыре по кругу) - на подъемах и гребнях барханов ты видишь не только небо в лобовом стекле, но и путь под колесами на мониторе.
Для полного счастья оставалось еще поноситься по кромке прибоя, но накануне такие водные процедуры попробовали провести сами организаторы - и дело обернулось проблемами с отсыревшей в соленой воде электрикой. Да-да, Toyota Land Cruiser 200 уже не столь проста и неприхотлива, как прежняя «сотка». Случаются глюки электронных блоков управления трансмиссией и «климатом», из-за повышенных вибраций по гарантии нередко меняют раздаточную коробку (в рамках рестайлинга была повышена прочность рамы дополнительными продольными усилителями), часто разбиваются шлицы карданных валов.
Кстати, карданы по-прежнему нужно шприцевать при каждом обслуживании, а сами ТО для бензиновых машин все так же рекомендовано проводить через 10 тысяч километров, а для дизельных - и вовсе через 5000 километров. Но даже до этого срока у дизелей не доживают топливные фильтры (2500 рублей), требуя замены через одну-три тысячи километров. Впрочем, по сравнению с затратами на топливо - сущая мелочь: мой средний расход топлива с дизелем составил 26л/100км, а с бензиновым мотором - все 30 л/100км.
Но ни это, ни то, что Land Cruiser подорожал почти на 200 тысяч рублей (самой доступной будет версия с дизелем за 3 млн 270 тысяч рублей), вряд ли скажется на его популярности. Крузак есть Крузак, причем при перепродаже он меньше других теряет в цене, будучи при этом одним из самых ликвидных автомобилей. Надежная инвестиция!
Главное же, что Land Cruiser остался, пожалуй, единственным «профессиональным» внедорожником в своем классе. И, несмотря на его грубоватые манеры, я бы такой точно купил - вслед за нефтяной скважиной. Или на худой конец участком газопровода.
Паспортные данные | |||
---|---|---|---|
Автомобиль | Toyota Land Cruiser 200 | ||
Тип кузова | универсал | ||
Число мест | 7 | 7 | |
Двигатель | дизельный, с непосредственным впрыском, турбонаддувом иинтеркулером | бензиновый, с системой изменения фаз газораспределения VVT-i | |
Код двигателя | 1VD-FTV | 1UR-FE | |
Число и расположение цилиндров | 8, V-образное | 8, V-образное | |
Рабочий объем, см3 | 4461 | 4608 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 86,0/96,0 | 94,0/83,0 | |
Степень сжатия | 16,8:1 | 10,2:1 | |
Число клапанов | 32 | 32 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 235/173/3200 | 309/227/5500 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 615/1800-2200 | 439/3400 | |
Коробка передач | автоматическая, 6-ступенчатая | автоматическая, 6-ступенчатая | |
Привод | постоянный полный | постоянный полный | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах | ||
Задняя подвеска | зависимая, пружинная | зависимая, пружинная | |
Рулевое управление | реечное, с гидроусилителем | реечное, с гидроусилителем | |
Размер шин | 285/60 R18 | 285/60 R18 | |
Максимальная скорость, км/ч | 210 | 205 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 8,9 | 8,6 | |
Расход топлива, л/100 км | смешанный цикл | 10,3 | 13,6 |
Емкость топливного бака, л | 93 | 93 | |
Топливо | дизельное | бензин АИ-95 | |