Олег Растегаев и хэтчбек Mercedes-Benz A 45 AMG на новейшем «трехмерном» треке Бильштер Берг

Фото: компания Daimler AG | Олег Растегаев

На идущем передо мной купе Mercedes SLS AMG замигали стоп-сигналы - и через мгновение автомобиль выпал из поля моего зрения. Резко повернул? Нет, провалился! Торможу «в пол», ныряю за ведущим, а там не просто спуск, там обрыв с градиентом 26% - и тут же левый поворот! Это новейший «трехмерный» трек Бильштер Берг под Ганновером. В отличие от меня, лидер уже знал эту трассу. А мне - страшно! Но через пару кругов, когда я кое-что запомнил, а главное - поверил в «горячий» полноприводный хэтчбек Mercedes-Benz A 45 AMG, стало не страшно, а страшно интересно. Кстати, все эти хитрые «ловушки» спроектировал знаменитый архитектор гоночных трасс Герман Тильке.

У мерседесовского отделения AMG планы амбициозные: увеличить годовую программу выпуска с нынешних 20 тысяч автомобилей до 30 тысяч в 2017 году. А надежда - на только что появившиеся хэтч­бек Mercedes-Benz A 45 AMG и седан Mercedes-Benz CLA 45 AMG. Причем для AMG это знаковые автомобили, поскольку впервые за свою 46-летнюю историю компания AMG (c 2005 года входит в состав концерна Daimler AG) снизошла до того, чтобы «заряжать» четырехцилинд­ровые моторы. Но подошла к вопросу серьезно: как вам 360 «лошадок» с двух литров рабочего объема?

Конечно, без наддува не обошлось, а о том, каково приходится турбокомпрессору, говорят кадры стендовых испытаний. Картер несуразно большой по меркам «гражданских» моторов турбины, нагнетающей в цилиндры воздух с избыточным давлением 1,8 бара, разогревается докрасна, до температуры 980°С! При такой температуре уже плавится серебро. Самое интересное, что после таких нагрузок, как и после гонок по треку, двигатель можно спокойно заглушить: по жидкостной системе охлаждения, которая захватывает и турбокомпрессор, дополнительный электронасос еще какое-то время будет гонять жидкость. А чтобы в сложной сис­теме, которая включает в себя еще и радиатор охлаждения роботизированной семиступенчатой коробки передач, не появилось паровых пробок, пришлось помимо основного расширительного бачка установить дополнительный - он расположен прямо над двигателем, под декоративной плаcтиковой «плитой». На самой плите, как и заведено в AMG, - факсимиле мастера, который собирал мотор. Подход «один человек - один двигатель» распространяется даже на четырехцилинд­ровые моторы AMG!

Спидометр размечен до 320 км/ч, а в меню бортового компьютера появилась страничка с индикацией температур охлаждающей жидкости, масла в двигателе и коробке передач: до прогрева шрифт синий
На AMG-версиях металлические подрулевые лепестки коробки крупнее — и при правильном хвате руля «9-15» уже мешают полному о­хвату обода
0 / 0

Кстати, если захотите полюбоваться подкапотным видом, помните, что крышка, как и на обычных Мерседесах A-класса, без газовых пружин (о том, как я чуть не лишился пальцев, рассказано в этом же выпуске Авторевю, в статье о сравнительном тесте с участием «гражданского» А 200). А под капотом есть чему подивиться. Меня больше всего впечатлил диаметр выпускной трубы, идущей от турбины к нейтрализатору, - не меньше десяти сантиметров! И сразу можно понять, что температурный режим под капотом был одной из основных проблем, с которой пришлось бороться создателям версии A 45 AMG. Все трубочки-шланги, идущие к турбокомпрессору, упакованы в блестящие термостойкие патрубки. Обернут в фольгу даже жгут проводов, проложенный по кромке радиатора, - иначе обгорит!

Порадовал и салон. Шикарно смотрятся руль с комбинированной обшивкой, спортивные педали. Но еще сильнее вдохновляют опционные сиденья - это гоночные «ковши» Recaro c регулируемыми ушками боковой поддержки - по отдельности на подушке и на спинке. А ремни хоть и не четырехточечные, зато красные! И такой же красной нитью прострочена передняя панель. Еще одно отличие от обычного А-класса - это напольный джойстик селектора роботизированной коробки передач DCT, точь-в точь как на купе SLS AMG. Напомню, что на стандартном А-классе, равно как и на седанчике CLA, селектор выполнен в виде подрулевого переключателя.

Все спортивные «декорации» подобраны со вкусом - будь то металлические педали или руль, обшитый алькантарой в зоне хвата
Впереди стоят четырехпоршневые суппорты с дисками диаметром 350 мм, сзади — двухпоршневые (330 мм)
0 / 0

Ручку на себя - и литера «P» на дисплее комбинации приборов сменяется на «D». Утапливаю газ, но коробка с двумя сцеплениями не спешит: старт получается неспортивным, даже без намека на пробуксовку. Впрочем, буксовать A45 и не должен - он же полноприводный, по-мерседесовски значит 4Matic, причем на старте муфта с электрогидравлическим управлением блокируется превентивно. Пробую стартовать с «двух педалей», полагая, что так и достигается обещанный пресс-релизом Race Start. Газ «в полу», левая нога на тормозе, на тахометре 3000 об/мин. Резко отпускаю педаль тормоза и… Будь я на стартовой решетке, меня объехали бы и Audi S3, и BMW M135i. Опять мягкое, щадящее коробку начало движения. Не то. Расспросил знающих людей - и выяснил, что к режиму Race Start с кондачка не подойдешь. Сначала нужно перевести систему стабилизации в спортивный режим, а коробку передач - в «ручной», затем потянуть оба подрулевых переключателя на себя, потом, дождавшись оповещения о включении режима Race Start на дисплее, еще раз дернуть правый, повышающий лепесток. И только после этого и получится настоящий Race Start с «двух педалей». На тахометре 4000 об/мин, отпускаю тормоз, получаю удар в спину, полуторасекундный разгон на первой передаче, еще удар, выстрел из глушителя, пара секунд на второй, третья. И вот теперь верю, что сотню я набрал за обещанные 4,6 секунды.

Селектор коробки — как в суперкарах SLS AMG. Рядом кнопка выбора одного из трех алгоритмов работы преселективной коробки — обычного (С), cпортивного (S) и честного «ручного» (M)
Спортивные сиденья, доступные на обычном А-классе за доплату, в A 45 AMG — стандартное оснащение
За доплату предлагаются анатомические сиденья Performance c регулировками боковой поддержки
0 / 0

А звук? Автомобили с «настоящими» шильдиками «AMG» всегда отличались особым, богатым на «низы» раскатистым рычаньем. И А-класс в версии AMG не стал исключением. Но чтобы формально уложиться в сертификационные нормативы, ограничивающие уровень внешнего шума, специальный клапан открывает «прямоток» только на высоких оборотах. А есть еще опция - спортивная система выхлопа. Я как-то газанул на месте - и вызвал резко негативную реакцию находящихся рядом… автомобилей: сработали сигнализации! А что до выстрелов на ходу, при смене передач, то не удивлюсь, если кто-то вызовет полицию, сообщив о перестрелке. Тем более что A 45 AMG может стрелять не только одиночными, но и короткими очередями. Вот перед велосипедистами действительно будет неловко… Впрочем, на втором часу езды эта акустическая вакханалия потихоньку начинает доставать и меня. Скорее на трек!

В двухлитровом турбомоторе (заводской индекс M133) применены технологии, уже обкатанные на двигателях AMG 5.5 V8 Biturbo (M157) и AMG 6.0 V12 Biturbo (M279). Непосредственный впрыск бензина происходит до пяти раз за один рабочий цикл, свечи зажигания также дают несколько разрядов. Это позволяет снять 180 л.с. мощности с литра рабочего объема - и в то же время добиться среднего паспортного расхода топлива 7 л/100 км. Правда, в реальности расход бензина АИ-98 как минимум вдвое ­выше. На снимке слева - именная табличка, на которой указано, кто собирал мотор

Свежий асфальт, еще незатертые, яркие поребрики. Трасса построена на территории бывшего хранилища бое­припасов, а открылась 1 июня 2013 года. Длина - 4200 метров, 19 поворотов, а перепад высот - внимание! - 90 метров. Уже справившись с первым шоком, я вхожу во вкус, полностью отключаю систему стабилизации - и, миновав S-образную связку, без стеснения пускаю автомобиль в скольжение четырьмя колесами на ходовой дуге, наслаждаясь мягкими и в то же время однозначными реакциями на руль и на изменение подачи топлива. И хотя все «трековые» машины были на 19-дюймовых колесах и с подвеской Performance (ужесточены калибровки пружин и амортизаторов, на гоночный лад изменены углы установки колес), я уверен, что с базовой подвеской этот автомобиль будет вести себя в таких режимах не менее покладисто и надежно. Я же пробую разные траектории, подбираю оптимальные точки торможений… И убеждаюсь, что и на этот раз тормоза остались ахиллесовой пятой «заряженных» Мерседесов! Уж сколько раз из-за тормозов - конечно, если дело доходило до по-настоящему спортивной езды - Мерседесы проигрывали наши сравнительные тесты! Внешне - вполне свежие диски, но после пяти кругов есть ощущение, что одна из колодок уже стерта до металла: интенсивные торможения сопровождаются неприятным «скребущим» звуком. Пересмотрел список опций: нет, «металлокерамики» не предусмотрено. Видимо, слишком дорого для целевой, относительно молодой аудитории.

По треку Mercedes A 45 AMG едет без напряжения: реакции точные и предсказуемые, характер поворачиваемости близок к нейтральному

Хотя сам Mercedes A 45 AMG я бы не назвал слишком дорогим: цены начинаются с 1 млн 990 тысяч рублей, а вот седан CLA 45 AMG уже перешагнет двухмиллионный рубеж - он на 300 тысяч дороже. Причем доплата исключительно за стильный «купейный» дизайн - с точки зрения технической начинки автомобили идентичны, а самое существенное отличие обнаружится на слух: система выпуска CLA 45 почти так же сочно рычит на «верхах», но на средних оборотах - тише, мягче.

Первые машины появятся в России ближе к августу, а там, глядишь, к нам подоспеет и Audi S3. Чем не повод провести трек-день с тремя «горячими» немецкими хэтчбеками - Audi S3 Sportback (300 л.с.), BMW M135i xDrive (320л.с.) и Mercedes-Benz A 45 AMG 4Matic (360 л.с.)? Все, кстати, полноприводные, все двухпедальные. Тенденция, однако.

Пакет оснащения Edition 1 - это более жесткая трековая подвеска, эксклюзивная окраска кузова и дополнительные аэродинамические элементы. Так, крыло над задним стеклом дает дополнительные 400 ньютонов прижимной силы на скорости 250 км/ч. Но за все это придется доплатить 422 тысячи рублей

Паспортные данные
Автомобили Mercedes-Benz A 45 AMG Mercedes-Benz CLA 45 AMG
Тип кузова пятидверный хэтчбек четырехдверный седан
Число мест 5 4+1
Размеры, мм длина 4359 4691
ширина 1780 1777
высота 1417 1416
колесная база 2699 2699
колея спереди/сзади 1557/1561 1557/1561
Объем багажника, л 341 470
Снаряженная масса, кг 1480 1510
Полная масса, кг 2050 2075
Двигатель бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см3 1991 1991
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 83,0/92,0 83,0/92,0
Число клапанов 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 360/265/6000 360/265/6000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 450/2250-5000 450/2250-5000
Коробка передач роботизированная, 7-ступенчатая
Привод полный, с многодисковой муфтой в приводе задних колес
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, многорычажная независимая, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Шины 235/40 ZR18 (235/35 ZR19) 235/40 ZR18 (235/35 ZR19)
Максимальная скорость, км/ч 250* 250*
Время разгона 0-100 км/ч, с 4,6 4,6
Расход топлива, л/100 км смешанный цикл 6,9-7,1 6,9-7,1
Выбросы CO2, г/км смешанный цикл 161-165 161-165
Экологический класс Евро-6 Евро-6
Емкость топливного бака, л 56 56
Топливо бензин АИ-98 бензин АИ-98
* Со сложенными сиденьями второго и третьего рядов

Рекомендованные статьи