Эссе Леонида Голованова о новых российских автопроизводителях
Франкфуртский автосалон 2011 года войдет в российскую историю двумя событиями: люди из Ё-Авто выставили феноменально-концептуальный ё-мобиль, а Marussia Motors... Маруся не приехала вообще, отказавшись от заказанного огромного стенда. Начало конца?
Хочется, чтобы наоборот - конец начала.
Призрак кризиса бродит по Европе, как пресловутый марксов призрак коммунизма. В этом году участие во франкфуртской выставке IAA не осилили ни АвтоВАЗ, ни Mitsubishi, ни Nissan с Daihatsu... Нынче трезвость - норма их жизни: нечего тратить на стенд сотни тысяч или даже миллионы евро, если нет в Европе ни больших продаж, ни серьезных амбиций.
Но Saab на IAA заявился - равно как и Marussia. Причем, судя по пресс-материалам выставки, стенд компании Николая Фоменко должен был быть раза в два крупнее саабовского. «Marussia привезет во Франкфурт семь моделей от суперкаров B1 и B2 до кроссовера F2, люкс-седана и городского автомобильчика», - восторгалась зарубежная интернет-пресса... Облом.
Саабовский стенд так никто и не занял, а «пустырь имени Маруси» забрала себе Mazda. Получив от организаторов IAA предложение незадолго до начала выставки, маздовцы проявили смекалку - привезли со своей базы в Леверкузене гоночные родстеры с зимнего состязания Mazda MX-5 Ice Race, равномерно расставив их по тускло освещенному огромному подиуму. Приятно, конечно, было еще раз увидеть раскрашенную медведями и ракетами машинку победившей российской команды с участием Авторевю (АР №6, 2011), но в этот раз Россия должна была показать миру другое. Не медведей и не ракеты.
Почему не приехал Saab, известно: банкротство, защита от кредиторов, остановленный конвейер... А Marussia?
«Мы сейчас в Сочи, Николай Владимирович очень занят», - извинялся пресс-атташе Маруси в конце недели, спустя два дня после начала IAA. Оказывается, Фоменко показывал свой спорткар Путину на сочинском инвестиционном форуме. Правда, за руль премьер не сел - хотя до того и на макете ё-мобиля катался, и болидом Формулы-1 управлял, и даже на амфибии Бе-200 летал прошлым летом, которую в премьерском пресс-релизе окрестили «самолетом-амбицией».
Знал ли Путин, что в эти дни Марусю ждали в Германии - и отнюдь не с одной машиной? Не важно. Важно, что у нас Путин главнее и Франкфурта, и всего свободного рынка с его безжалостной конкуренцией. Глядишь, и поможет.