На излете весны: как прошли два столичных события из мира ретроавтомобилей?
Весенний московский ретросезон завершился двумя мероприятиями совершенно разного характера. Одно, массовое и общедоступное, — сокольнический РетроФест. Другое, элитарное и где-то слегка претенциозное, — ралли Chopard. А разделяла их всего лишь одна неделя.
21—22 мая. Сокольники. Мокрая идиллия
В старом парке накрапывал дождь — он распугал кабриолетчиков, и из-за него даже многие обладатели машин с закрытым верхом решили воздержаться от участия. Поэтому на кольцевой дорожке вокруг фонтана выстроилось не так уж много машин, и большинство из них относились к регулярным участникам мероприятия. Однако были и два автомобиля, прежде под сенью сокольнической зелени на появлявшиеся, полицейский Chrysler Newport середины семидесятых и восхитительный темно-синий Continental Mark II 1956 года.
Наиболее широко в парке были представлены автомобили арок Москвич, Mercedes-Benz, Volvo и Saab. «Ушастых» Запорожцев почему-то не было вообще, только «горбатые» и «мыльницы»; одна-единственная на всю экспозицию Чайка ГАЗ-13 оказалась не слишком верно восстановленной, зато имел место вполне пристойно сохранившийся автобус Кубань, — такие на наших улицах еще недавно попадались частенько, а сейчас в транспортном потоке уже и не встречаются. Если дождик ненадолго переставал, то по кольцевой аллее против часовой стрелки маршировал духовой оркестр, помогавший поддерживать праздничную атмосферу, а за ним парадной колонной выстраивались и некоторые участники — на своих машинах, разумеется. Аромат мокрой сирени смешивался с выхлопными газами, и к этому букету время от времени добавлялся еще запах свежих древесных опилок: на прилегающей территории проходил «дачный фестиваль», и тамошние кудесники, демонстрируя свое мастерство владения бензопилами, ваяли из специально привезенных древесных кряжей в два обхвата толщиною причудливые скульптуры. Вполне реалистические, впрочем.
Дождливая погода распугала участников, но не посетителей, — народ подходил постоянно, а когда сверху начинало капать, попросту раскрывал зонтики и продолжал осмотр экспонируемой техники. Ретробазар по внешнему периметру кольцевой аллеи вообще игнорировал осадки, поскольку наиболее уязвимые для влаги артефакты (вроде произведений автоарта) были предусмотрительно убраны в закрытый павильон. В общем, праздник вполне удался — невзирая на все капризы небесной канцелярии.
29 мая. Chopard. Ретро в городе велосипедов
Ралли классических автомобилей L.U.C. Chopard — мероприятие по определению куда более серьезное, организованное к тому же с оглядкой на европейские аналоги. Сюда кого попало на чем попало не допустят, состав участников подбирается с великой тщательностью, так что представленные тут машины — это сплошь «великие классики» один другого престижнее, а водители и пассажиры роскошных лимузинов да кабриолетов иногда еще и наряжены в соответствии с исторической эпохой, которую представляет их машина.
Отправляются в путь все эти сокровища с Театральной площади, от здания универмага ЦУМ, — он же «Мюръ и Мерилизъ», он же Мосторг. Стартовая арка располагается на углу возле реконструируемого вот уже который год здания Малого театра; строительные леса — не слишком удачный фон для начищенных до блеска олдтаймеров, иным из которых уже более ста лет, но трасса заезда проложена по московским улицам, а они из-за проводимого параллельно велодня были загружены изрядно, и при желании рассмотреть экспонаты «передвижного музея» особого труда не составляло.
На старт вышли машины самых престижных марок: Mercedes и Bugatti, Cadillac и Lincoln, Rolls-Royce и, конечно же, Bentley; многие из них предстали перед глазами широкой публики впервые. Среди таковых выделялся скромный черный Dodge с открытым кузовом — марка эта отмечает в нынешнем году свое столетие, и присутствие юбиляра, несомненно, украсило собой ретросообщество, что почтило Театральную своим посещением в то воскресное утро. Еще более франтовато в своих небесно-голубых «ливреях» выглядели открытые машины Mercedes 22/50 и Renault EF, обе модели 1914 года. Впервые засветились и эффектный ярко-зеленый Cadillac 1929 года с шестиоконным кузовом лимузин, и другой Cadillac, тоже зеленый, но намного более поздний, — Coupe de Ville 1957 года с белым верхом. Удивило изобилие на старте автомобилей Победа с кузовом кабриолет, достаточно редких в свое время на наших улицах, — очень похоже на то, что в большинстве своем они были переделаны в открытые из обычных закрытых машин. Кто бы мог подумать, что модель, принятая к производству главным образом из-за острого дефицита стального листа для крыши, много лет спустя будет переделываться из закрытого варианта путем вырезания этого самого остродефицитного листа…
Ралли Chopard проводится в Москве уже в 14-й раз и финиширует всегда в одном и том же месте — а называется это место «Барвиха Luxury Village». По пути к нему участникам пришлось преодолеть перегруженный из-за велосипедистов центр по извилистой трассе, затейливо проложенной меж московских фонтанов. Организаторы ралли имели в виду отметить таким образом сорокалетний юбилей своей коллекции часов под названием Happy Diamonds; вдохновением для той данной коллекции послужили водопады, а поскольку единственный московский водопад исчез в незапамятные времена после заключения в подземный коллектор ручья Золотой Рожок, пришлось скрепя сердце согласиться на замену водопадов фонтанами. Благо этих последних в столице теперь хватает.
Первое место по классу «Ветеран» второй год подряд забрал себе упомянутый выше Renault EF 1914 года выпуска. А вот в классе «Абсолют» для машин послевоенного образца блеснула наша Победа 1953 года — и, разумеется, кабриолет.