Санитарки: рассказываем историю легковых автомобилей скорой помощи в нашей стране

Фото: из архивов автора, Евгения Бабурина, Степана Доронина, Максима Щавлева, Михаила Медведева Главархива Москвы и компаний-производителей

В прошлом выпуске Авторевю была опубликована история Андрея Хрисанфова про американский универсал скорой помощи Packard — а я расскажу о легковых автомобилях, которые возили медиков и больных в Советском Союзе. В этом рассказе будут не только ЗИСы и ГАЗы, но и даже Москвичи и, конечно, элитные «черные доктора» для партии и правительства. Многие снимки публикуются впервые.

Я хоть родом из СССР, но, к счастью, ни разу не ездил пассажиром санитарной Волги. Зато хорошо помню, как спросил у водителя такой «двадцатьчетверки», приехавшей на вызов к соседнему дому, есть ли у него сирена, и тот включил на секунду ревун за облицовкой. А поскольку мое детство прошло рядом с Ленинским проспектом, то я неоднократно наблюдал «черных докторов» — правительственные ЗИЛы-универсалы с занавесками на стеклах: они сопровождали кортежи из аэропорта Внуково в Кремль. А еще видел живьем редчайшую советско-финскую Tamro-Волгу, разглядывал через забор больницы фантастический реанимобиль Mercedes на шасси W123... Но сначала вернемся на сто с лишним лет назад.

Сейчас уже мало кто знает, что незадолго до революции серийный выпуск санитарок чуть было не начался в Ярославле, на предшественнике нынешнего завода ЯМЗ. Тогда российской армии не хватало машин, и в 1916 году «акционерное общество воздухоплавания В. А. Лебедев» заключило договор на поставку в том числе «специально сконструированных образцов санитарных автомобилей на базе английской фирмы Кросслей». Первоначально речь шла о 750 медицинских и 750 штабных автомобилях на легковом шасси Crossley 20/25HP. Машины должны были называться Лебедь, и их реклама уже публиковалась в разных изданиях. Завод построили, часть машинокомплектов закупили, но удалось собрать только один автомобиль, и то, какой именно, — неизвестно. Однако в Ярославле все же сделали 285 кабин и 105 кузовов для санитарок, только на другом шасси, Renault. Впрочем, санитарные машины Первой мировой — это отдельная и очень интересная тема: их было несметное множество, и базой для них иногда служил даже Rolls-Royсe!
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи