Штрих к портрету: Mercedes W115 против ГАЗ 24-10
Не тот Mercedes, говорите? После ретротеста, в котором Toyota Corona Mark II и Mercedes 230 в кузове W123 легко обыграли Волгу ГАЗ-24, нас засыпали комментариями: дескать, некорректное сравнение, и по-хорошему с «двадцать-четверкой» нужно сравнивать более ранний Mercedes серии W115 образца 1968 года.
Да будет так! А чтобы дать Волге фору, в пару к «сто пятнадцатому» я нашел более поздний ГАЗ-24-10, который добрался до конвейера к 1985 году. Клавишная ручка двери, велюр сидений, пластик передней панели, глубокий вдох... В этом газгольдере, похоже, утечка.
К 1987 году, когда в Нижнем Новгороде был выпущен именно этот светло-серый седан, модели ГАЗ-24 уже не должно было существовать. Ведь за пять лет до этого появился ГАЗ-3102 с дисковыми тормозами, измененной геометрией передней подвески, двигателем с экзотическим форкамерно-факельным зажиганием, новой внешностью и роскошным по тем временам интерьером. Но партия сказала «надо»: надо, чтобы солидная «ноль вторая» не потеряла в статусе и осталась транспортом исключительно партийной элиты.
Так и родилась модернизированная Волга ГАЗ-24-10. Ну как модернизированная... Поставить дисковые тормоза от ГАЗ-3102 не вышло: они были сырыми и ненадежными. Форкамерно-факельное зажигание оказалось мертворожденным, поэтому обновленный двигатель с индексом ЗМЗ-402 отличался от прежнего 24Д лишь головкой блока цилиндров с увеличенным ходом клапанов, которые наконец-то получили маслосъемные колпачки. А в интерьере от «ноль второй» Волги — только форма передней панели: пластик дубовый. Однако сиденья с высокой спинкой, конечно, удобнее прежних. А руль хоть и смотрит вбок, но меньшего диаметра и с более хватким ободом.
Однако внешность… Когда я вижу эту пластиковую решетку радиатора, плоские колпаки и простые бамперы, мне кажется, что изящный образ «двадцать четверки» не освежили, а неумело загримировали. В декоре почти нет хрома — и вместо того чтобы омолодиться, Волга стала рыхлее и постарела.
ГАЗ-3102 должен был стать новой массовой моделью завода: солидный внешний вид, комфортный интерьер. Но руководство страны посчитало его слишком роскошным для продажи и работы в такси
Особенно на фоне легендарного Мерседеса W115 работы Поля Брака. Гениальный поджарый профиль с приземистой крышкой багажника — сбоку Mercedes напоминает немецкую овчарку, чуть присевшую на задние лапы. Высокие окна, красивый парашют крыши. А пропорции — настоящее золотое сечение в автомобильном дизайне. Даже «сто двадцать третий» на этом фоне простоват. К тому же именно седаны поколения W114/W115 стали первыми послевоенными Мерседесами на новой платформе с задними косыми рычагами вместо оригинальной подвески с шарнирной балкой заднего моста и поперечной «дестабилизирующей» пружиной. В номерной табличке даже появилось обозначение «/8» — по первому году выпуска: 1968. За это седаны прозвали Strich Acht, «черточка восемь». И пусть вас не смущает двойственность в описании серии: индексом W114 помечали машины с шестицилиндровыми двигателями, а W115 — с «четверками». У нас как раз такой, с мотором М115 объемом 2,2 л мощностью 105 л.с.